Развитие мышления младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Развитие мышления младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Development of thinking of primary school students in the lessons of " The surrounding world»
Автор: Глебова Светлана Валентиновна
ГБУ ДО КО «Областной эколого-биологический центр», г. Калуга, Россия.
e-mail: biokonkyrs@mail.ru
Glebova Svetlana Valentinovna,
Regional Ecological and Biological Center, Kaluga, Russia
e-mail: biokonkyrs@mail.ru
Аннотация: Автор в статье анализирует особенности логического мышления младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Abstract: The author in the article analyzes the peculiarities of the logical thinking of junior schoolchildren in the lessons of "The World"
Ключевые слова: мыслительная деятельность, младшие школьники.
Keywords: thinking, junior schoolchildren
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Успешность мыслительного процесса зависит от овладения учащимися специальными умениями, т.е. способами выполнения умственных действий – операциями мышления. Н.Ф. Талызина в своей книге «Формирование познавательной деятельности младших школьников» пишет, что в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления при организации работы с планируемыми предметными знаниями. Содержание предмета «Окружающий мир» позволяет учителю научить учащихся таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.
Логическая операция «анализ – это обучение учащихся умению выделять в предмете множество признаков (свойств). В учебнике А.А. Вахрушева «Окружающий мир» такая операция предлагается для изучения первоклассниками такого раздела: «Как мы узнаем, что перед нами».
Изучение тем этого раздела предполагает обучение учащихся умению осуществлять анализ. Для реализации этой цели в учебнике много вопросов следующего содержания:
- Что общего у предметов на каждом рисунке? (яблоко, конфета, совок; машина, совок, кастрюля; яблоко, груша, шарик).
- Какой из предметов лишний?
- Назови по два признака каждого из этих предметов?
- Как мы различаем предметы?
Обучение учащихся умению выделять множество свойств (признаков), изучаемых предметов, позволит учителю реализовывать и другие задачи обучения, в частности, развивать наблюдательность, осуществлять развитие речи при составлении описания объекта или предмета по выделенным признакам. Как только учащиеся научатся выделять множество признаков, необходимо обучать их умению выделять существенные признаки.
Например, при формировании понятия «насекомое» (тема урока «Кто такие насекомые?») учащиеся должны выделить следующие существенные их признаки:
- три части тела: голова, грудь, брюшко;
- два усика (одна пара) на голове;
- крылья;
- шесть ног (три пары).
После этого следует научить находить признаки необходимые и достаточные, чтобы они смогли выделить данный объект из группы сходных. Для насекомых необходимый и достаточный признак – это наличие шести ног.
Последовательное выполнение этих действий необходимо специально закреплять, по какому бы учебнику учитель ни работал. Например, на уроке по теме «Кто такие звери?» беседа должна быть построена следующим образом:
- внимательно рассмотрите животных на иллюстрации. Кого вы узнали? (жираф, корова, кошка)
- из каких частей состоит тело этих животных? (голова, шея, туловище, хвост, четыре ноги)
- какие признаки вы еще можете назвать?
- подумайте, что еще общего у изображенных на иллюстрации животных? Чем покрыто их тело? (шерстью)
- можно ли назвать этот признак существенным для данной группы животных? Почему?
- как вы думаете, достаточно ли нам знать только один этот признак, чтобы отличить зверей от других групп животных? Почему?
- можно ли кита отнести к зверям, ведь его тело не покрыто шерстью?
- почему же кита относят к зверям, если у него нет шерсти? (есть какой-то другой признак?).
- звери кормят детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающими. Сколько же существенных признаков отличает зверей от других групп животных? (два)
- какой из них наиболее существенный? Какого признака нам будет достаточно, чтобы отличить зверей от других групп животных? (выкармливают детенышей молоком).
- почему этот признак более важный? (у зверей тело не всегда может быть покрыто шерстью, но если животное – зверь, оно всегда выкармливает детенышей молоком).
Умение выделять существенные признаки предметов оказываются необходимыми для целого ряда более сложных логических приемов, таких как сравнение, классификация, синтез.
Прием сравнение известен в педагогике давно. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «сравнение есть основа познания и всякого мышления».
Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами. Познание есть процесс, в котором различие и сходство находятся в неразрывном единстве.
Анализ учебников показывает, что действия их сравнения необходимы учащимся с первого класса. Вместе с тем, если его не сделать предметом специального усвоения, то они оказываются неусвоенными большинством учащихся до конца учебного года. Многие из детей не понимают, что значит сравнить. В нашем центре мы провели эксперимент:
Учащиеся вторых классов (всего участвовало в эксперименте 40 чел.) на вопрос: «Чем бабочка и птица не похожи?» отвечали: «Бабочка красивая, а у птицы две ноги» (15% ответов такого содержания).
Начинать работу по формированию приема сравнения надо с выделения содержания этого приема. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:
- выделение признаков предметов;
- установление общих признаков;
- выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков);
- сопоставление объектов по данному признаку.
Средством, которое поможет учить учащихся сравнивать, может быть составление таблицы. Например, сравнение песка и глины по существенным свойствам: сыпучести, пластичности, как пропускают воду эти полезные ископаемые и др. оформляется в виде сравнительной таблицы, которую учащиеся зарисовывают в рабочую тетрадь.
Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является прием классификации. Сущность его заключается в том, что предметы и явления объединяются в группы по сходным признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности ребенка.
В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по выбранному критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; построение иерархической классификационной системы. Вначале, когда этот прием только вводится, оптимальной будет такая классификация, которая производится по наиболее существенному признаку. В этом случае знание, что изучаемый предмет относится к какой-либо группе предметов, позволяет получить о нем наиболее всесторонние глубокие сведения. В дальнейшем можно усложнить задачу и сделать основание классификации «подвижным», т.е. существенных признаков может быть несколько.
Приведу пример такого задания: разделить на группы такие виды зверей: бобр, лиса, еж, белка, заяц беляк. Признаки, которые могут служить основанием для классификации: среда обитания, характер пищи, поведение осенью, способ зимовки и др. Например, по среде обитания их можно разделить следующим образом: бобр – полуводный зверь; лиса, еж, заяц – наземная группа зверей; белка – древесно-лазающий зверек; по характеру питания всех зверей можно разделить на следующие группы: хищный зверь – лиса; насекомоядный – еж; растительноядные звери – белка, бобр.
Тесно связан с приемом классификации прием систематизации. Он требует расположение изучаемого содержания в определенной системе. Так при характеристике природных зон важно соблюдать такую систему изучения содержания: географическое положение, климатические особенности, почвы, особенности растительного мира, характерные виды растений, общие особенности животного мира, характерные виды животных, занятие населения, охрана природы в каждой зоне. Успешному использования приема систематизации способствует составление плана (или алгоритма).
Важным логическим приемом является прием обобщения. Он позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний. Его внешним выражением являются задания типа: что в этом содержание общее, сделайте вывод; подумайте, чем похожи, например, все полезные ископаемые и др. Конечным результатом является формулировка понятий, правил, выводов. Этот прием позволяет избежать запоминания множества фактических сведений, формирует важнейший навык учебного труда, без которого дальнейшее изучение сильно затруднено.
В реальном мыслительном процессе те или иные операции не проявляются в чистом виде, они переплетаются и взаимодействуют.
Указанные операции не исчерпывают всю сложность мышления. В то же время они существенно определяют результативность мыслительного процесса и успешность освоения школьниками содержания предмета.
Таким образом, в начальных классах при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения.
Познавательная цель урока – это формирование понятия о чем-либо. Образование понятий – результат длительной, сложной умственной деятельности. Учителю в процессе формирования и развития понятий необходимо знать операции и формы мышления, этапы развития, а также особенности протекания мыслительных процессов у младших школьников. Без обучения учащихся выполнению логических операций нельзя сформировать ни одно понятие. Например, этапы формирования понятия «насекомые» (индуктивный путь, характерный для учащихся первого класса) таковы:
1) Рассматривание бабочки и выделения у нее множества признаков;
2) Организация сравнения бабочки, стрекозы, божьей коровки, выделение у них существенных общих признаков;
3) После этого необходимо выделить необходимый и достаточный признак, который позволит отнести животное к насекомым – это наличие у него шести ног.
На этом завершается анализ, после чего необходимо перейти к обобщению.
4) Синтез (или обобщение) – это формулировка понятия: «Насекомые – это животные, у которых шесть ног».
5) Отработка понятия – это ответ на вопрос: «Можно ли к насекомым отнести паука, рака? Почему?» (у них не шесть ног);
6) Расширение понятия, которое может происходить все четыре года обучения в начальной школе: это приспособления насекомых к среде обитания, способы защиты насекомых, многообразие, характер питания и т.д.
Таким образом, опираясь на психолого-педагогические особенности развития младших школьников, уже с первого класса можно и нужно начинать работу над развитием логического мышления. На основе целенаправленных наблюдений объектов и явлений окружающего мира дети в возрасте семи лет способны к овладению начальными логическими операциями мышления. Содержание предмета «Окружающий мир» позволяет учителю достаточно эффективно вести работу над развитием мыслительной деятельности учащихся.