Понятие "нравственное воспитание" и его сущность
Понятие "нравственное воспитание" и его сущность
The concept of "moral upbringing" and its essence
Автор: Колебошина Наталия Михайловна
МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия.
e-mail: n.koleboshina@mail.ru
Koleboshina Natalia Mikhailovna
Lyceum No. 9 named after the Honored Teacher of the School of the Russian Federation A. N. Neverov of the Dzerzhinsk district of Volgograd, Volgograd, Russia.
e-mail: n.koleboshina@mail.ru
Аннотация: Понятия морали и нравственности всегда следовали вместе, в большинстве случаев нет необходимости в их разделении. Принципы и правила поведения человека, мотивы, результаты совершенных поступков, взаимоотношения людей в обществе и коллективе любой величины - всё это отождествляется понятием «нравственность».
Abstract: The concepts of morality and morality have always followed together, in most cases there is no need to separate them. The principles and rules of human behavior, the motives, the results of the actions performed, the relationships of people in society and the collective of any size - all this is identified with the concept of "morality".
Ключевые слова: Дети младшего школьного возраста, нравственные качества.
Keywords: Children of primary school age, moral qualities.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
По мнению составителей педагогической энциклопедии «Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности».
Считается, что для успешного и позитивного существования в обществе человеку более предпочтительно обладать высоко развитыми моральными качествами по отношению к развитию знаний научных. Если обращаться к мнению Л.Н. Толстого, то и он считает формирование морального облика человека приоритетным для воспитателя.
Нравственное воспитание невозможно в одностороннем или заочном порядке. «Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей».
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Несмотря на обширный список моральных общественных норм, которым можно научить младшего школьника, их усвоение будет зависеть только от опыта, который он пережил или переживет, то есть от конкретной ситуации. Таким образом, нравственный понятийный аппарат становится применим в жизни лишь тогда, когда глубоко осмыслен и прожит.
Невозможно говорить о нравственном воспитании, не упоминая понятия «нравственное чувство» - эмоциональное самоощущение, формирующееся из переживания самоосуждения или самоудовлетворения, дискомфорта или комфортного нахождения себя в той или иной ситуации. Только переживая страдание, раскаяние или наоборот, более позитивных эмоций, младший школьник приобретает новый смысл ранее изученных норм. В этом заключается системообразующая роль нравственного чувства- формирование целого из частных понятий и ощущений.
Если исключить из нравственного воспитания тот или иной элемент, будь то нравственное сознание или нравственное чувство, то полученную методику смело можно считать слабосильной. Такое воспитание не будет формировать внутренние побуждения младшего школьника к действию, управляющие его дальнейшим поведением. Как итог, данное воспитание не даст возможности сформировать у младшего школьника нравственное мышление - активный процесс постоянной мысленной работы, накопление и анализ фактов, ситуаций, осмысление межличностных отношений, оценку всего вышеперечисленного. Таким образом, сформированное и постоянно активное нравственное мышление, как результат совокупности нравственного чувства и сознания, является моральной характеристикой личности.
Одной из важных черт характера человека является воля. Безвольной личности невозможно практически осуществить собственные представления о нравственности. Именно воля является движущей силой, необходимой для внешнего проявления морального облика человека.
Схема нравственного поведения такова, что наблюдение ситуации ведет к порождению того или иного нравственного чувства, которое ведет к осмыслению проблемы и выбору мотивов действия, принятию решения. Усилием воли принятое решение претворяется в жизнь в виде поступка. Таким образом, недостаточное развитие любого из звеньев влечет за собой нравственную несостоятельность и даже несамостоятельность личности.
В чем же особенность детской психологии морали? Младший школьник в силу возраста не склонен к глубокому осмыслению ситуации, что ведет за собой совершение поверхностных, спонтанных поступков, лишь кажущихся реальным решением проблемы. Зачастую на выбор ребенка младшего школьного возраста влияет решение толпы, сильные эмоции, различные импульсивные стимулы. Таким образом, перед педагогом встает задача формирования нравственной воли, свободной от внешних стимулов, обретении внутренней решимости и умению непреклонно действовать, полагаясь на своих чувствах и сознании. Именно тогда, когда человек начинает действовать, сознательно исходя из моральных принципов, его нравственность можно считать сформированной.
Жизненный путь младшего школьника с самого начала характеризуется преобладанием эмоционального компонента, лабильности к внешним воздействиям, импульсивному и инстинктивному. Роль нравственного воспитания- помочь ему осмыслить свое поведение, поступать согласно мировоззрению, нравственному чувству, руководствуясь сознанием.
Существует два уровня владения своим поведением. Начальный уровень характеризуется влиянием спонтанных импульсов и внешних воздействий на поведение младшего школьника. Постепенно, с формированием привычек и собственных клише поведения, появляется некий намек на самоконтроль в той или иной ситуации. При должной работе с младшим школьником, в условиях социума, в этот период необходимо прививать патриотизм, порядочность, доброту, справедливость и прочие нравственные свойства личности. Именно в этот период активного узнавания мира младшим школьником, новые нравственные качества способны устойчиво закрепиться. Постепенно формирующееся сознательное владение собой, твердость и верность собственным принципам и моральным нормам есть ни что иное как нравственная устойчивость, высшая степень управления своим поведением.
Особенно важна среда, окружающая младшего школьника. Именно с появлением в его жизни настоящего большого социума, состоящего из ровесников, более старших и младших детей, а также взрослых, играющих различные социальные роли, субъективное моральное пространство младшего школьника заполняется взаимосвязями и взаимозависимостями, он переживает все большее количество проблемных ситуаций, требующих личного решения. Такая обстановка, характеристики которой непостоянны и не всегда позитивны, играет важнейшую роль в становлении нравственного мышления.
Чем больше гамма переживаний младшего школьника, чем разнообразнее окружающая его среда, тем больше противоречий возникает в его мышлении. При параллельном привитии нравственных и моральных норм эти противоречия младший школьник будет решать, основываясь на полученных знаниях. Роль педагога на этом этапе не только в разъяснении моральных правил, но и в постоянном анализе окружающей младшего школьника среды. Какой бы разноплановой данная среда не была, учитель не должен допускать стихийных явлений, должен грамотно управлять моральным климатом коллектива. Таким образом двойное воздействие на восприятие и разум младшего школьника поможет качественно преобразовать взаимодействия в социуме в личностные качества.
Ошибочно считать, что противоречивость в поведении младших школьников является недоработкой воспитателя. В большинстве случаев она связана с преодолением младшим школьником проблем и противоречий собственного мышления, с попыткой формирования независимости и самостоятельности. В этом случае педагогу необходимо мягко направлять младшего школьника к правильному выбору, не посягая на личные границы. Доказано, что только в борьбе против внутренних противоречий младший школьник способен ощутить себя целостной личностью, что является позитивным стимулом для дальнейшего формирования нравственного мышления.
Результат - нравственная воспитанность - есть ни что иное как глубина переживаемого младшим школьником нравственного чувства, способность к состраданию, стыду, умение судить о сложившейся ситуации с позиции нравственных идеалов и давать ей оценку. Способность контролировать себя, внутренняя сила воли также являются показателем воспитанности. Единство слова и дела, мужество, желание проявить патриотизм - одна из высших степеней нравственности.
Если младший школьник способен к самовоспитанию и самосовершенствованию, то эффективность педагогической работы можно считать высокой. Умение вырабатывать самостоятельно нужные черты характера, укреплять волю и дисциплинированность поднимают общий уровень нравственного состояния личности.
Таким образом, целостность педагогического подхода к воспитанию нравственности проявляется в организации жизни младшего школьника, а именно деятельности, общения и межличностных контактов с учетом возрастных особенностей. Результатом работы является целостная личность, с единством нравственных норм, поведения, совести, общественной деятельности и привычек.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: ВЛАДОС, 2013. 27с.,111с.
2. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев: Радьян. шк., 2012. 84 c.
3. Колдунов Л.К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 2013, 49с.
4. Краткий словарь по философии, М.:2012.192с.
5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. 256-269 с.
6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 2012, с.45-50.
7. Педагогическая энциклопедия. Главный редактор: Каиров И.А. т.3, Советская энциклопедия, 2013г.153-159с.
8. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2012. 266с.,294с.
9. Скаткин М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в педагогических науках. М., 2012. Вып. 2 (58). С. 3-6.
10. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2012. 169 с.