Особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в образовательной организации

Дата публикации: 2021-06-24 16:02:40
Статью разместил(а):
Колебошина Наталия Михайловна

Особенности воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в образовательной организации

Features of the upbringing of moral qualities in children of primary school age in an educational organization

 

Автор: Колебошина Наталия Михайловна

МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда», Волгоград, Россия.

e-mail: n.koleboshina@mail.ru 

Koleboshina Natalia Mikhailovna

Lyceum No. 9 named after the Honored Teacher of the School of the Russian Federation A. N. Neverov of the Dzerzhinsk district of Volgograd, Volgograd, Russia.

e-mail: n.koleboshina@mail.ru

 

Аннотация: Нельзя утверждать, что процесс нравственного воспитания является обособленным от всей жизнедеятельности ребенка в начальной школе. Жизнь младшего школьника многогранна и включает в себя учебную, трудовую и художественную работу. Круг взаимоотношений и социальных ролей расширяется. Важно, чтобы нравственное воспитание гармонично вписывалось в процесс развития ребенка младшего школьного возраста.

Abstract: It cannot be argued that the process of moral education is separate from the entire life activity of a child in primary school. The life of a junior schoolboy is multifaceted and includes educational, labor and artistic work. The range of relationships and social roles is expanding. It is important that moral education harmoniously fits into the process of development of a child of primary school age.

Ключевые слова: Дети младшего школьного возраста, нравственные качества.

 Keywords: Children of primary school age, moral qualities.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Процесс нравственного воспитания является системным, включая в себя различные формы и методы педагогической работы. Структура и аспекты воспитания нравственности были рассмотрены многими педагогами и включают в себя: формирование схемы учебного процесса с учетом необходимости морального воспитания, обеспечение логической связи между рекомендуемыми младшему школьнику моральными нормами, необходимость учитывать возраст и уровень развития детей младшего школьного возраста, постепенно выстраивая последовательность усвоения нравственных норм.

Три кита, на которых держится структура воспитательного процесса - это воспитательная среда, деятельность и процессы осмысления, рефлексии.

Важной особенностью является необходимость всеобщего охвата детского коллектива в соответствии с потребностями детей, с учетом индивидуальных требований каждого младшего школьника.

Процесс воспитания нравственности не предполагает разделения на различные блоки и промежутки, характеризуясь своей непрерывностью. Оценка результатов также не может быть оценена сразу. Однако уровень сложности воспитательной работы должен возрастать параллельно взрослению ребенка младшего школьного возраста.

Основным принципом нравственного воспитания является решение проблемных вопросов и задач с учетом возрастных особенностей. Ограничений в реализации процесса нет - он обязан быть динамичным, творческим, с возможностью в любой момент вносить коррективы.

Несмотря на то, что на моральный облик младшего школьника влияют не только педагогические, но и социальные и биологические факторы, педагогу необходимо уметь воздействовать на наиболее управляемые из них. Роль педагога в процессе воспитания является решающей.

Чем лучше организована деятельность ребенка младшего школьного возраста, тем эффективнее происходит нравственное формирование личности. Развитие внутренней морали напрямую зависит от нравственных качеств, возникающих в ежедневной деятельности. Возникающие социальные связи, в том числе, могут помочь усвоить нравственные нормы и закрепить уже развитые.

Внешние воздействия на разум младшего школьника проходят через переработку сознания с учетом уже имеющегося нравственного опыта, взглядов и ценностей. Необходима внутренняя готовность ребенка младшего школьного возраста отвечать на стимулы извне с позиции морали. Субъективная оценка стимулов иллюстрирует различия в поведении младших школьников, однако смысл воспитания в том, чтобы требования морали соответствовали внутренней готовности младшего школьника им следовать.

Теоретической основой нравственного воспитания является моральное просвещение младшего школьника о совокупности норм и принципов общества. Лишь осознание теоретически знакомых норм эффективно влияет на формирование нравственности.

Младший школьник впервые сталкивается с научно-практическим освоением окружающей действительности после бытового. На различных внеклассных мероприятиях ему преподносятся новые знания и понятия. Новым для младшего школьника становится и оценочная работа учителя, внеклассные беседы. Любая деятельность несет оттенок нравственности, а значит коллективная работа не только создает условия для возникновения новых причинно-следственных связей, но и помогает в усвоении нравственных норм.

Внеурочная деятельность в рамках коллектива должна быть выстроена в соответствии с рамками морали, проблемные задачи необходимо решать коллективно. Также необходимо подавать проблему, как актуальную для каждого младшего школьника, чтобы помочь углубить ее переживание и восприятие.

Особенностью, которая удобна для осуществления работы с нравственностью младшего школьника, можно считать склонность к игре. В игровой форме легче освоить нормы поведения, присутствует необходимость в строгом соблюдении правил. Умение следовать правилам в дальнейшем формирует сильную нравственную личность.

Младший школьник не обладает четкостью представлений и мире, поэтому целью педагога является помочь ему набраться позитивного опыта для формирования более зрелых суждений и поступков.

В.А. Сухомлинский отмечал: "В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали: 

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо. 

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости"

Таким образом, педагог выстраивая педагогический процесс в школе должен воздействовать на сознание и поведение младшего школьника посредством правильного подбора способов (методов и форм) воспитания, учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников.