Развитие познавательных способностей в рамках работы кружка "Исследовательская деятельность"
Развитие познавательных способностей в рамках работы кружка «Исследовательская деятельность»
The development of cognitive abilities in the framework of the circle "Research activities"
Автор:
Пролеева Мария Михайловна
МБОУ "СОШ № 21 имени А.С. Пушкина", г. Новороссийск, Краснодарский край.
e-mail: proleevamm@mail.ru
Proleeva Maria Mikhailovna
Secondary school named after A.S. Pushkin, Novorossiysk, Krasnodar region
e-mail: proleevamm@mail.ru
Аннотация: в статье представлены основные направления работы кружка «Исследовательская деятельность» и возможные задания, направленные на развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы.
Abstract: the article presents the main directions of the work of the circle "Research activities" and possible tasks aimed at developing the cognitive abilities of primary school students.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательные способности, начальная школа.
Keywords: research activity, cognitive abilities, grade school.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Понятия «исследовательская» и «проектная» работа уже давно вошли в учебный процесс, но по-прежнему вызывают много вопросов как у обучающихся, так и у из родителей. Почему написание проекта или исследования вызывает столько сложностей? Уже не один год проходят конкурсы проектных и исследовательских работ среди обучающихся разного возраста, начиная с самых маленьких. Но, всё же, этот формат работы в большей степени соответствует направлению работы с одарёнными детьми. На сегодняшний день основная масса детей и родителей не вполне чётко знакомы со структурой, порядком проведения подобной работы. А всё неизвестное, как известно, пугает.
Поэтому в нашей школе уже в начальных классах мы массово работаем над тем, чтобы дать представление абсолютному большинству учащихся и родителей о проектной и исследовательской деятельности. Мною составлена программа кружка «Исследовательская деятельность». Работа кружка осуществляется р рамках внеурочной деятельности, занятия посещают все обучающиеся класса. Не каждый ребёнок в начальной школе может создать качественный проект или исследование. Но обязательное создание проекта и не является самоцелью работы кружка. Цель занятий кружка – познакомить с основной структурой проекта или исследования и вооружить ребят приёмами и способами действий, которые они смогут использовать в дальнейшей работе такого характера.
Исследование – процесс познания чего-то нового. Поэтому на развитие познавательных способностей направлено содержание занятий кружка.
Какие познавательные способности мы развиваем?
- Способность видеть проблемы.
- Способность задавать вопросы.
- Способность выдвигать гипотезы.
- Способность наблюдать.
- Способность классифицировать, структурировать материал.
- Способность делать выводы и умозаключения.
1. Способность видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
Одной из главных задач в развитии исследовательских умений является умение видеть проблему. На наш взгляд первостепенной задачей является научить ребёнка видеть и «прочувствовать» проблему внутри себя. Ведь только после того, как ребёнок (примет её, как свою), он с помощью учителя проанализирует свои ресурсы и составит план действий для её решения. Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения - изобретать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуются оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи.
Рассмотрим не сколько примеров:
Задание 1. Назови 5 самых правдоподобных причин предлагаемого явления. Каждый ответ начни со слов:
- Может быть…
- Предположим…
- Допустим…
- Возможно…
- Что, если…
Почему: течёт вода, дует ветер, летают самолёты.
Задание 2. Назови самую неправдоподобную причину событий. Используй слова «потому что …»
- кошки мяукают, потому что …
- самолёт оставляет в небе след, потому что …
- растения зелёные, потому что …
Задание 3. Упражнение на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
· Сумка
· Соль
· Пипетка
· Носовой платок
· Зубочистка
· Автомобиль
· Молоток
2. Способность задавать вопросы.
Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Если ребёнка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то он вырастет любознательным. А это обеспечит ему позитивную мотивацию к учению на весь его период.
Игра «Угадай, о чём спросили».
Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Какие бывают вещества?».
Ученик отвечает: «Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Вопросы должны быть сформулированы по изученному материалу.
Игра «Черный ящик».
С помощью вопросов надо отгадать, что в ящике? Нельзя задавать вопрос: « Что это?» и «Как это называется?» Выигрывает тот, кто задал меньше вопросов и угадал, что спрятано. Следовательно, вопросы должны быть содержательными, конкретными.
3. Способность наблюдать.
Наблюдение – один из самых доступных и основных методов исследования. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить.
Задание 1. Понаблюдай за людьми и нарисуй, какие у них бывают причёски, брови, усы. Постарайся при этом изобразить, как меняется лицо человека в зависимости от настроения.
Задание 2. Вспомни и назови разные предметы, которые одновременно белые, блестящие, холодные.
Задание 3. Оглядитесь и назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника, красного цвета.
4. Способность классифицировать. Способность структурировать материал.
С помощью классификации и структурирования можно не только упорядочивать результаты наблюдений в значимые блоки, но и преобразовывать конкретные сведения в абстрактные категории.
Задание «Матрица идей».
При решении какой-либо проблемы часто возникает много интересных идей. Чтобы выбрать из них оптимальную, заполняем матрицу для оценки идей. Для этого составляем и заполняем таблицу, в которой указаны возможные варианты и критерии оценивания идеи. Затем выбираем лучший вариант. Например:
Проблема: как и где устроить бездомного щенка.
Идея |
Легко |
Дёшево |
Быстро |
Безопасно |
Комфортно |
Итог |
Поселить дома |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- - + + + |
Найти нового хозяина |
|
|
|
|
|
|
Построить ему будку во дворе |
||||||
Отнести в приют для животных |
|
|
|
|
|
|
Вывод: лучшая идея …
Задание «Разбей на группы». Детям раздаются карточки, на которых написаны слова. Необходимо записать эти слова на группы и дать название каждой группе. Важно: задание должно содержать разные варианты распределения слов. Например:
1 вариант:
Члены семьи: дедушка, бабушка, дочь.
Профессии: актёр, слесарь, повар.
Овощи: помидор, редиска, огурец.
2 вариант:
Существительные женского рода: дедушка, редиска, дочь, бабушка.
Существительные мужского рода: актёр, помидор, слесарь, огурец, повар.
3 вариант:
1 слог: дочь.
2 слога: актёр, слесарь, повар.
3 слога: помидор, редиска, огурец, бабушка, дедушка.
Задание «Найди лишнее».
Детям предлагается набор карточек с изображением предметов. Учащимся необходимо найти закономерность в расположении предметов и указать лишнее.
Примечание: возможно несколько вариантов ответов, поскольку лишним предмет может быть по нескольким признакам. Учащиеся предлагают варианты ответов.
Задание «Найди аналогию».
Называется какой-либо предмет или явление. Необходимо назвать как можно больше явлений или предметов, сходных с ним по различным существенным признакам (вкусу, цвету, форме, размерам и др.) Например, к слову «вертолет» можно подобрать следующие аналогии: птица, бабочка (летают и садятся), автобус, поезд (транспортные средства), штопор и вертолет (важные детали вращаются).
Слова: дрель, телефон, стул, человек, палка, ваза, цветок, мяч, вода.
5. Способность делать выводы и умозаключения.
Любое исследование требует умения делать умозаключения, грамотно и правильно формулировать выводы, основываясь на имеющейся информации. Это, на первый взгляд, простая операция часто вызывает затруднения у младших школьников. Целесообразно начинать работу с простых заданий на умозаключения, постепенно усложняя их.
Задание. Определить истинно или ложно умозаключение. Доказать своё мнение.
- Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь – дерево. Значит, тополь имеет ствол и листья.
- Все волки серые. Пёс Барбос серый. Значит, Барбос – волк.
- Некоторые птицы поют по утрам. Соловей – птица. Значит, соловей поёт по утрам.
- Все котята умеют мяукать. Лёша умеет мяукать. Значит, Лёша – котёнок.
Как Вы видите, эти умения являются структурными компонентами именно исследовательской деятельности. Последовательно изучая и отрабатывая каждое умение, мы строим из них несколько упрощённый алгоритм проведения исследования. Таким образом, реализуется цель работы кружка, а обучающиеся вооружаются основными умениями, необходимыми для продуктивной работы по созданию проекта или исследования.
Список литературы:
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) / М.Н.Арцев // Завуч, 2005.- № 6.- с. 4-29.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -4-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2010.-224с.
3. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностноориентированному образованию. Красноярск, - 2002. 145с.