Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Организация досугового чтения в рамках внеурочной деятельности классного руководителя

Дата публикации: 2021-09-10 18:29:08
Статью разместил(а):
Сeменец Олеся Геннадьевна

Организация досугового чтения в рамках внеурочной деятельности классного руководителя

Recreational reading organization within extracurricular activities of class teacher

 

Автор: Семенец Олеся Геннадьевна

МБОУ «СОШ № 9», г. Абакан, Россия

e-mail: oles.s2011@yandex.ru

Semenets Olesya  Gennadyevna

Middle School No 9, Abakan, Russia

e-mail: oles.s2011@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о способах приобщения к чтению через создание пространства в классе, основанного на читательских интересах учащихся, а также эффективные формы организации совместной работы.

Annotation: In the article the ways of student’s involvement to reading with the help of situation development, which is based on the reader interest, are given. In addition to, the effective forms of cooperative work organization are proposed.

Ключевые слова: чтение, мотивация, практическая направленность.

Keywords: reading, motivation, practical orientation.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

Как научить ребенка любить книгу, увлечь чтением? Мы понимаем, что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Но как это сделать в урочное время мы имеем представление, а вот какие  подходы и приемы может использовать классный руководитель для этого - это вызывает затруднение. Главным условием решения этой задачи является организация личностно значимого для ученика полноценного пространства, которое будет мотивировать его к чтению. Но как организовать этот процесс? 

Самое главное, чтобы было интересно. И роль педагога здесь судьбоносна - он может, как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Чтение должно быть интересным. 

Цель: так оптимизировать классное пространство, чтобы и оно стало одним из центров детского чтения. 

У каждого педагога есть свои накопленный опыт приобщения учащихся к чтению. Одним из приемов формирования нового имиджа чтения для меня как классного руководителя является создание досугового пространства в классе. Девизом к деятельности стали слова: «Читать – модно».

Первоначально мною как в урочной так и в неформальной обстановке выявлялись детские читательские приоритеты.

Основываясь на своих наблюдениях и интересах детей, в нашем классе появился уголок чтения, который изначально мною предполагался как некий информационно-рекламный ход (анонс интересных книг или журналов), но через некоторое время я обратила внимание на то, что дети не просто брали книги, они старались их унести домой, а прочитав, возвращали обратно. Тогда возникла идея новой практической роли нашего уголка «Круговорот книг» (на современном языке - буккросинг). Совместно с детьми и не без помощи родителей, мы вывели правила нашего книжного круговорота.

Правила участника школьного книжного круговорота: 

  1. Выбери дома книгу, которую ты прочитал, она тебе очень понравилась. Теперь ты бы хотел порекомендовать прочесть её своим друзьям. 
  2. Посоветуйся с родителями о возможности принести книгу в школу для участия в акции и о готовности «отпустить книгу на волю». 

Если ты взял книгу с полки, не забудь при этом:

а) обязательно зафиксировать это в книге - адресат буккроссеров (только так проект не потеряет смысл и только так будет возможно проследить путешествие книги);

б) бережно относиться к книге;

в) не задерживать у себя книгу на долгое время (наверняка, многие хотят её прочесть!);

г) оставить краткий отзыв о прочитанной книге.

Особый интерес вызывает у ребят проект «Мы растим книжное дерево». В чем особенности работы по проекту? Участники выращивают дерево на стене класса.  

Особенности проекта:

· ученик сам решает, участвовать ему в проекте или нет, но на любом этапе он вправе примкнуть к работе;

· родители ученика вовлечены в проект;

· классный руководитель только руководит процессом, участвует минимально;

· педагог в финале проекта проводит мероприятие: викторину,  ярмарку, праздник.

Мы выделили три этапа работы по проекту: 

Этап 1. Учитель клеит на стену класса ствол с ветками, а дети прикрепляют на него за каждую прочитанную книгу разноцветные листочки. Дерево состоит из   ветвей с цветными листиками. Каждый листок обозначает прочитанную ребенком книгу. Разноцветные листы педагог прикрепляет друг за другом на стене класса таким образом, чтобы получилась пышное дерево. Она будет расти по мере того, как дети работают по проекту, и включать все больше кругов с названиями книг.

Дети читают книгу, после прочтения показывают ее учителю и отвечают на один-два вопроса по содержанию. Получают цветной лист, на котором пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию.

Цвет листа выбирает ученик в зависимости от жанра прочитанной книги: желтый – стихотворение, зеленый – сказка, красный – рассказ, голубой – любой другой жанр, а белый круг обозначает, что книга прочитана вместе со взрослым. Для учеников, которые прочитали много книг вместе с родителями, введите номинацию «Активный слушатель».

Даже если ребенок был просто слушателем, он пишет на белом круге название книги и вешает на стену класса. Это позволит вовлечь родителей учеников в работу по проекту.

Этап 2. Через месяц после начала проекта педагог объявляет, что дерево выращено. Учитель выбирает «Книжную палату», в которую кроме его самого входят 3 ученика. Их задача – сосчитать, сколько прочитал каждый участник, определить 1-е, 2-е и 3-е место в номинации «Самый активный читатель».

Кроме первых мест, введите дополнительные номинации: «Самая читающая семья» – у ученика больше всех белых кругов, «Любитель поэзии», «Любитель басен», «Знаток сказок», «Знаток природы», «Прочитавший самую толстую книгу», «Специалист по творчеству …».

Важно наградить всех участников проекта какой-либо грамотой или призом-сувениром во время итогового мероприятия. Каждый ученик получает удостоверение участника проекта. Мы обращаем особое внимание на этап награждения еще и потому, что в классе могут быть дети, которые не захотели участвовать в проекте. По опыту я знаю что, именно те, кто не участвовал в проекте в этом году, будут самыми активными участниками следующих проектов.

Этап 3. Викторину «Мы любители чтения!» или литературную игру проводим как итоговое мероприятие проекта.      

Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

Подготовка к игре захватывает детей порой больше, чем сама игра. Иногда выдаю ученикам домашнее задание – подготовить инсценировку литературного произведения или представить проект. При выполнении домашнего задания ученикам необходимо вместе обсуждать прочитанные произведения, погружаться в атмосферу книги.

О поощрении успехов в чтении нужно сказать отдельно. Для читателя младшего школьного возраста чтение – тяжелый труд. Пока техника чтения не позволяет ребенку прочувствовать всю прелесть чтения как отдыха, необходимо постоянно хвалить ученика, замечая самые малые его успехи, учитывая динамику улучшения восприятия прочитанного. Причем сравнение нужно вести по принципу «Я вчера и я сегодня».

Следующий вид увлекательной деятельности, основанной на прочтении какого-либо произведения – путешествия по страницам книг.  

Сущность его заключается в следующем: участникам «путешествия» предлагается в месячный срок «побывать» в различных пунктах, познакомиться с героями разных небольших произведений   

Даются примерные вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения». А творческие  задания могут быть такими: 

  • написать сочинение от имени любимой книги;
  • выставка рисунков по прочитанным произведениям;
  • придумать другой конец произведения.

Ребята сами рисуют маршруты путешествия по страницам совместно прочитанных книг.

Таким образом, у классного руководителя есть возможность сделать книги частью жизни классного коллектива и тогда у вас просто никогда не возникнут вопросы о том, как подружить ваших учеников с книгой. Наши ученики берут от нас самое лучшее. И для этого не нужно прилагать каких-то особенных стараний, кроме того, чтобы это лучшее имелось в наличии. Если вы сами любите книгу или, как минимум, уважаете чтение, то эта любовь и это уважение передастся и вашим воспитанникам. 

 

Список литературы:

1. Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. -- №22.1. -- С. 44-46.

 2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 12. - С. 27-28.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN