Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Активизация исследовательской деятельности на уроках музыки

Дата публикации: 2018-10-23 20:51:27
Статью разместил(а):
Вовк Татьяна Александровна

Активизация исследовательской деятельности на уроках музыки

Intensification of research activities in music lessons

Автор:

Вовк Татьяна Александровна

МБОУ «Школа №4», г. Муравленко, ЯНАО, Россия

e-mail: skd.08@mail.ru

Vovk Tatyana Aleksandrovna

School № 4, Muravlenko, YANAO, Russia

e-mail: skd.08@mail.ru 

Аннотация: Статья раскрывает механизмы использования на уроках музыки исследовательского метода обучения, а также этапы организации и методические основы исследовательской деятельности. Исследовательский подход рассматривается как способ совершенствования форм и методов работы учителя музыки и выхода в итоге на качественно новый уровень, ориентирующийся в первую очередь на духовно-нравственную сферу и музыкально-творческое раскрытие потенциала каждого школьника.

Abstract: The article reveals the mechanisms of using the research method of teaching in music lessons, as well as the stages of organization and methodological foundations of research activities. The research approach is considered as a way to improve the forms and methods of work of a music teacher and eventually reach a qualitatively new level, focusing primarily on the spiritual and moral sphere and the musical and creative potential of each student.

 

Ключевые слова: исследовательский метод, исследовательский подход, творческие задачи.

Keywords: research method, research approach, creative tasks.

Тематическая рубрика: Начальная школа 

В настоящий момент, жизнь ставит перед юными школьниками новые проблемы и задачи, что прямым образом коснулось и музыкального образования в массовых школах. Сегодня, каждому современному общеобразовательному учреждению, в рамках концепции музыкального образования, необходимо ставить новые акценты.  В первую очередь на духовно-нравственной сферу и творческое развитие школьников, и конечно на прогрессивные, инновационные методы формирования музыкальной культуры. А это значит пришло время не только созерцать и слушать музыку на уроках, но и создавать те оптимальные необходимые условия, в которых музыкально-творческое самораскрытие природного потенциала каждого ребенка, будет происходить максимально эффективно - только в этом случае можно будет говорить о целостном и гармоничном музыкальное воспитании и образовании.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в процессе воспитания и обучения современных школьников, это нежелание учиться, отсутствие интереса, скука, однообразие, поверхностное освоение программного материала и слабая заинтересованность в успехах, эти составляющие определяют облик многих наших учащихся. Почти все педагоги признают наличие определенного кризиса традиционного образования. На лицо, возникает явно выраженное противоречие обучения - стимуляция многократно превосходит мотивацию.

Прежние методы не дают эффективных результатов, и назревает актуальный путь разрешения многих проблем современного урока музыки, это использование педагогического метода исследования, который не только формирует и развивает мотивацию учеников, но и как форма коллективной деятельности, включает в активную работу каждого ученика на весь урок.

Проблема использования исследовательского метода достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы. 

В процессе работы над данной темой изучались труды отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов и психологов: Ю. Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернер, С. Л. Рубинштейна и др. 

Понятие «исследовательский метод», было предложено Б.Е. Райковым в 1924 году, под термином он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Существуют и другие названия этого метода, широко применяющиеся в педагогической литературе: лабораторно–эвристический, эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод проектов и др. Отдельно можно выделить квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила [3, с.582]. 

Несмотря на то, что Б. Е. Райков считает исследовательский метод не применимым к другим наукам кроме естествознания, все же некоторые ученые - В.А. Шигалев, К.Н. Ягодовский – считают, что исследовательский метод эффективен и должен быть един для всех предметов, изучаемых в школе [5, с.118].

К примеру, на уроке музыки, может быть следующая схема: подготовительная беседа; 2) самостоятельная формулировка учащимися темы урока - исследования (пример: «Музыка на мольберте», «Музыка на картине» и т.п.); 3) коллективное выдвижение гипотезы (пример: «мы предполагаем, что музыку можно нарисовать»; 4) самостоятельная постановка вопросов (задач), ответив на которые в процессе урока учащиеся придут к опровержению или доказательству гипотезы (пример: «Кто рисовал музыку?», «Как нарисовать музыку?», «Зачем музыку рисуют?» 5) групповая работа по обработке  информационных источников, подбор соответствующих примеров или доказательств 6) этап создания рисунков к музыке, исследование принимает форму опытно-экспериментального. 

Сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающийся ставит в форме исследовательских заданий - проблемы и проблемные задачи, а учащиеся выполняют их совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. В этом заключается основная сущность признака исследовательского метода [6, с.35].

 Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо­вания, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение по­лученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, вы­водов; применение заключений, выводов.

Главной задачей и результатом целенаправленной исследовательской деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Методическими основами исследовательского метода на уроках музыки являются:

1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Поисковая деятельность: неизвестное (о композиторе, эпохе и.т.д.) которое должно быть открыто [1, с. 231]. 

При практической реализации исследовательского подхода в обучении на уроках музыки необходимо использовать разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.  В процессе выполнения исследований на уроках музыки у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями. 

Для реализации целей и задач исследовательского метода, целесообразно применять различные способы и приемы обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

В рамках исследовательской работы учащиеся сами выбирают тему, формулируют гипотезу и проблему, цели и задачи, определяют актуальность проблемы, последовательность работы, предполагают ожидаемые результаты, перспективы дополнительной возможности развития исследовательской работы.

За период исследовательской работы учащиеся часто выполняют творческие задачи.

Примеры;

·           выразить в стихах гипотезу, проблему или вывод, для использования их в презентации;

·           подобрать картины и стихотворения, созвучные музыкальным произведениям;

·           написать творческие сочинение, подобрать ассоциативное высказывание по прослушанному произведению;

·           проанализировать с помощью творческих карт с вопросами музыкальные произведения;

·           подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации, создать клип в программе powerpoint.

Во 2 классе перед темой «Музыкальные инструменты», предлагается создать мини - исследовательский проект «Мой музыкальный инструмент». Групповая форма работы. Учащиеся мастерят на уроке шумовые инструменты из простых коробочек, баночек, с применением круп, пуговиц и др. материалов. Затем презентуют их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песне, можно из репертуара, исполняемого на уроке «хоровое пение».

В четвертом классе можно провести исследовательский проект по темам понятий, изучаемых на уроках, например, «Балет» или «Опера». Цель таких проектов - разработка и сочинение своего либретто к новому произведению. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти и прочитать либретто опер и балетов, показывается, как тесно связаны искусство театра, литературы и музыки. А для закрепления пройденного материала предлагается написать либретто к небольшому музыкально-театральному представлению.

В процессе педагогической деятельности, нередко возникает проблема: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Анализируя свои уроки, наблюдая за учащимися, вижу, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

Поэтому метод исследования открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации. Исследовательский метод реализуется на уроке музыки в процессе всех видов учебной деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий. 

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативными, активно участвуют в деятельности школьной, в конкурсах исследовательских, реферативных работ и сочинений. 

Таким образом, в соответствии с современными требованиями образования главной задачей школы является подготовка яркой, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому просто необходим поиск новых форм и методов обучения. Исследовательский подход — это широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы и вывода ее на качественно новый уровень.

 

Список литературы:

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Издательство: Владос. Год издания: 2000 г. - 336 с. 

2. Брызгалова С.И Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград.1998 - 91 с.  

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избр.Пед.соч. – М.: Педагогика, 1982- С.582. - 592 с.

4. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.

5. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143.

6. Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании// Мир. -1926.-№5. - С.35

7. Савенков А. И. Творческий проект, или, как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -  № 4. – С. 144 – 148.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN