Расширение кругозора младших школьников через проект "Читаем со смыслом"
Расширение кругозора младших школьников через проект "Читаем со смыслом"
Broadening the horizons of younger schoolchildren through the project "Reading with Meaning"
Автор: Сухопрудская Лариса Ивановна
ГБОУ "СОШ № 2", с. Приволжье, Самарская область, Россия.
e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru
Sukhoprudskaya Larisa Ivanovna
School № 2, Privolzh'ye, Samara Region, Russia.
e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru
Аннотация: В статье представлен опыт автора по комплексному решению серьезной проблемы - наличие невысокого уровня литературного и культурного кругозора младших школьников, отсутствие навыков серьезного чтения и шире – последовательного добросовестного обучения, усвоения нового материала, самоподготовки.
Abstract: The article presents the author's experience in a comprehensive solution of a serious problem - a low level of literary and cultural horizons of younger schoolchildren, the lack of serious reading skills and, more broadly, consistent conscientious training, assimilation of new material, self-training.
Ключевые слова: смысловое чтение, кругозор школьника.
Keywords: semantic reading, horizons of the student.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N 1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
В Концепции говорится, что среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.
Чтение играет ключевую роль, как важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации и имеет первостепенное значение.
Наши выпускники – выпускники сельских школ, выбирая ВУЗ, ежегодно отдают предпочтения в большинстве случаев гуманитарному направлению, при этом сталкиваются с рядом проблем:
а) невысокий уровень литературного и культурного кругозора вчерашнего школьника, отсутствие у него навыков серьезного чтения и шире – последовательного добросовестного обучения, усвоения нового материала, самоподготовки.
б) у большинства сегодняшних студентов слабо развита восприимчивость к устной и письменной информации, долговременная память, способность к сопоставлению фактов, критическому мышлению.
в) вчерашние школьники испытывают огромные трудности выражать свои мысли.
г) у учащихся сельской местности недостаточно условий для развития творческого потенциала, творческой самореализации и все это в целом создает дефицит общения и развития детей в целом.
д) отсутствием элементарных представлений и практических навыков в выбранной специальности и как следствие длительной адаптацией к обучению в ВУЗе.
Все вышеперечисленные проблемы необходимо решать на уровне школы, в рамках профориентационной работы, используя возможности формирования активных читателей, формирование интереса к чтению, развития читательской грамотности, через работу с текстом, изобразительные средства языка, изобразительное искусство, реализацию творческих способностей каждого ребенка в целом.
Художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино, и другие разновидности деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм освоения мира.
Проект «Читаем со смыслом» направлен на комплексное решение данных проблем путем организации системы мероприятий, обеспеченных программой внеурочной деятельности «Читаем со смыслом» (1-4 класс) и объединенных тремя направлениями:
1. Профориентационная работа среди обучающихся.
2. Развитие творческой личности младшего школьника
3. Учебно-исследовательская работа обучающихся.
Цель: Совершенствование условий воспитания школьников как активных читателей, формирование интереса к чтению и раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.
Задачи проекта:
· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
· расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;
· формировать умение выражать свои эмоции, чувства, мысли на бумаги, не страшась того, что у него что-то может не получиться
· развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
· научить учащихся выступать перед аудиторией.
· формировать навыки работы с различными видами информации; научиться определять композицию, структуру и содержания клипа.
Реализация проекта призвана обеспечить следующие качественные и количественные результаты:
· становление у обучающихся целостного представления о современном мире и роли чтения в жизни человека;
· обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся, развитие творческого подхода к изучаемому предмету
· приобретение обучающимися навыков, составляющих основу ключевых компетенций и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда, навыки сотрудничества, творческого подхода к решению проблем).
· совершенствованию читательского опыта школьников, через изобразительное творчество приобщать обучающихся к художественному и театральному искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
· развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
· будут созданы максимально благоприятные условия для раскрытия личностного и творческого потенциала младших школьников, повышения уровня их саморазвития и самообразования;
· за время реализации проекта увеличилось число обучающихся, задействованных в объединении «Читаем со смыслом» в 4 раза (с 28 человек до 108 человек);
· повысилась результативность участия в олимпиадах и конкурсах с 16 до 32,5%.
В основе долгосрочного воспитательного проекта заложена идея взаимодействия учителя-обучающегося-родителя в рамках многофункциональной деятельности созданного проекта «Читаем со смыслом». Одним из главных видов деятельности в проекте является творческая деятельность детей как индивидуальная, так и коллективная.
Главная задача – дать возможность обучающимся развиваться в самостоятельной творческой деятельности, с учётом их индивидуальных способностей и склонностей, начиная уже с первого класса. Помимо этого, изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.
Основной идеей проекта является эффективное сочетание профориентационной, научно-исследовательской деятельности и художественно- эстетическое творчество, в рамках объединения «Читаем со смыслом». В основе проекта лежит технология коллективно-творческого дела. Группа «STR» (студия творческого развития):
Структура творческой группы «STR» (студия творческого развития):
· Книжная полка - студия-зона, в которой изучается выбранное произведение, автобиографии авторов и особенности их творчества, чтение произведения вслух «Читаем вместе, читаем вслух».
· Художественное творчество - студия, где обучающиеся узнают основы рисунка, изобразительные средства главных героев произведения, и композиционного построения произведения. Создают, плакаты к спектаклям, пригласительные билеты, буклеты.
· Проба пера – это студия, где ребята работают с поэтическими жанрами, изобразительно-выразительными средства поэтического языка, системой стихосложения, учатся слушать «музыку слов», пробуют свои силы в стихосложении.
· Классный театр – это студия, в которой ребята разрабатывают сценарий парада героев произведения, буктрейлера и сценарием для проведения кинопремии «БукТэфи». Распределяют роли, производят выбор костюмов, составляют декорации, учатся актерскому мастерству.
· Видеостудия - это студия, занимающаяся технической стороной создания буктрейлера. Работа в программе Windows Movie Maker, Sony VegasPro, Pinnасle Studio.
Наша студия творческого развития позволила ребятам проводить больше времени за любимым занятием, и определиться какой именно вид творческой деятельности их интересует. Творческая студия используется для организации рабочего пространства для совместной работы учащихся и педагогов, проведения семинаров по обмену опытом.
Наше студия творческого развития, подчиняясь правилам коллектива, имеет внутренний орган самоуправления – большое и малое классное собрание, главным органом самоуправления является малое классное собрание, на котором решаются все важные дела класса. Помимо этого, малое классное собрание дает возможность:
· приобрести опыт управленческой деятельности;
· раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;
· ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем коллектива.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
2. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.
3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения // начальная школа. – 1994. – № 6.
4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы // Начальная школа. – 2001. – №7.
5. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению // Начальная школа. – 2005. – №7.
6. Князева Л. «Чтение книг в современном мире».