Коллективное творческое дело как основа реализации программы развития классного коллектива

Дата публикации: 2021-10-15 12:28:49
Статью разместил(а):
Кремень Анна Юрьевна

Коллективное творческое дело как основа реализации программы развития классного коллектива в условиях ФГОС

Collective creative work as the basis for the implementation of the program development of a class team in the conditions of the GEFC

 

Автор: Кремень Анна Юрьевна

МБОУ «Воргинская средняя школа», с. Ворга, Ершичский район, Смоленская область, Россия

 e-mail: kira.com@list.ru 

Kremen Anna Yurievna

Vorginskaya  School, Vorga, Russia

e-mail: kira.com@list.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что такое коллективное творческое дело, как успешно использовать эту методику в педагогической практике для развития личностных качеств обучающихся и формирования классного коллектива.

Abstract: In this article, the author writes about what collective creative work is, how to successfully use this technique in pedagogical practice for the development of personal qualities of students and the formation of a class team.

Ключевые слова: коллективное творческое дело, школьный класс, начальная школа.

Keywords: collective creative work, school class, primary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Современное образование характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Согласно ФГОС нового поколения, главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Особое место в формировании творческой личности отводится начальной школе. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности.

Задача учителя начальной школы вовлечь ребенка в деятельность, которая позволит раскрыть и максимально задействовать его творческий потенциал. Реализовать поставленную задачу наиболее эффективно позволяет программа развития классного коллектива. В основу которой положено КТД (коллективное творческое дело).

Что такое КТД?

Создатель методики КТД, иначе «педагогики сотрудничества», «педагогики социального творчества», «коллективное творческое воспитание» и др. - Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ (Ленинградский Государственный педагогический институт), лауреат премии имени Макаренко.

Иванова по праву считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов, в 1959 — Коммуну юных фрунзенцев - школу районного актива старшеклассников, в 1963 — Коммуну имени Макаренко — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. Методика КТД легла в основу молодежного движения и получила широкое распространение среди учителей и воспитателей. Термин КТД был введен в 1956 году.

КТД. Идея методики довольно проста: дети сами ищут дела по душе, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при активном участии взрослого. КТД ценно тогда, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно. Взрослый может быть лидером, может быть советником может руководить или даже не принимать участие, а только наблюдать за  ходом развития событий.

Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде. Дело это коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

КТД по Иванову — это практическая забота о всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде. КТД можно положить в основу реализации практически любой программы развития классного коллектива, но я предлагаю рассмотреть КТД в рамках программы «К творческому коллективу через творческую личность», над которой работаю не первый год.

Коротко о программе.

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива, а также  для развития личностных качеств обучающихся.

Задачи:

- определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития к другой;

- создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность;

- развитие активности и инициативности, организаторских навыков учащихся;

- воспитание гражданина своего Отечества, края.

Ожидаемые конечные результаты: Изменения уровня развития самосознания младших школьников, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех. Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним целей и задач. Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, творческой.

Программа реализуется через систему КТД коллективных творческих дел), среди которых можно выделить:

Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности,  заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. («Трудовой десант» (уборка территории школы, парка, «Книжкина больница», «Мастерская Деда Мороза» (украшение школы к новогоднему празднику, изготовление украшений для новогодней елки, «Наши руки не для скуки» (работа в творческих кружках и объединениях, изготовление поделок).

Познавательные КТД. 

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Примером может служить создание   проектов, среди которых хочется выделить особенно удачные: «Моя малая родина», «Моя семья», «Русская печка и др.

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (участие и организация конкурсов, праздников, концертов).

Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (квест «Защитникам Отечества посвящается», «Зарничка» и др.).

Общественно-политические КТД. 

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (выступление агитбригады: «Азбука вежливости», «В здоровом теле – здоровый дух). 

Как организовать КТД?

1. Предварительная работа. Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.

2. Коллективное планирование КТД. Оно осуществляется на собрании классного коллектива, где решаются такие задачи:

- Для кого провести это дело;

-  Как лучше его провести;

- Кому участвовать;

- Где и когда провести дело?

В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.

3. Коллективная подготовка дела. Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.

4. Проведение КТД.

Главная задача взрослого - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5. Коллективное подведение итогов КТД, в форме беседы, по вопросам: Что получилось? Что не получилось? Почему? Что надо сделать, чтобы было лучше?

Подводя итоги в конце третьего года работы над программой развития  классного коллектива «К творческому коллективу через творческую личность» можно сказать, что ожидаемые результаты на практике подтверждаются. КТД является хорошей базой для формирования творческого коллектива и развитие каждой отдельной личности. Ребята развивают лидерские качества, творческую активность, солидарность и чувство коллективизма. На выходе из начального звена мы имеем хороший, дружный, активный коллектив с жаждой творческой деятельности. В четвертом классе ребята уже могут продумать и воплотить в  жизнь творческие проекты, самостоятельно разработать, реализовать и проанализировать коллективное творческое дело, а также имеют устойчивую ориентацию на успех.

 

Список литературы:

1. Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания». Издательство «Просвещение», 1990г.

2. Подласый И.П. «Педагогика», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2007.

3. Стефановская Т.А. Классный руководитель. / Т.А. Стефановская. М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

4. Тишина Е. Воспитательная работа в школе / Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119.