Влияние проектного метода обучения на развитие творческой активности учащихся начальной школы

Дата публикации: 2022-02-13 13:34:10
Статью разместил(а):
Шамлова Ирина Александровна

Влияние проектного метода обучения на развитие творческой активности учащихся начальной школы

The influence of the project method of teaching on the development of creative activity of primary school students

 

Авторы:

Шамлова Ирина Александровна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: irina24091994@mail.ru

Shamlova Irina Alexandrovna

Middle School  № 1, v. Privolgye, Samara region, Russia

e-mail: irina24091994@mail.ru 

Михеева Лариса Евгеньевна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Larisa Mikheeva Evgenievna

Middle School  № 1, v. Privolgye, Samara region, Russia

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, как проектная деятельность, предоставляя учащемуся широкое поле новой для него деятельности, способствует появлению широкого круга интересов.

Abstract: In this article, the authors writes about how project activity, providing the student with a wide field of new activities for him, to the emergence of a wide range of interests. 

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, познавательная активность, творческая деятельность.

Keywords: project activity, project method, cognitive activity, creative activity.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности. Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Говоря о проектном обучении, имеем в виду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях.

Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию. Кстати, сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.

Что мы понимаем под методом проекта? Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. 

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Дадим определение понятию: «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся в начальной школе, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Следует отметить, что с психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что младший школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность на данной ступени развития общества является очевидным.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся .

Между тем для эффективного развития творческой деятельности младших школьников в обучении применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

Таким образом, в процессе творческой деятельности учащихся вторых-третьих классов  развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания; а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а следовательно, и к развитию творческих способностей.

Работая над развитием творческой активности учащихся начальных классов,  появляется устойчивый интерес к творчеству, это способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-образные ситуации. 

Дети с интересом будут браться за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.  
Будут стремиться к творческой активности, вследствие этого можно постепенно увеличивать объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Дети будут ждать новые интересные задания, сами проявлять инициативу в их поиске. Улучшится и общий психологический климат на уроках: ребята не будут бояться ошибок, помогать друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и вне ее.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе,  педагог добьется положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

 

Список литературы:

1. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, № 35.

2. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии, 2001, № 2.

3. Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса // Вестник ЛОИРО №3. – с. 95-99.

4. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, № 7 2005.       

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

6 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

7. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников.