Психологические условия успешной адаптации и социализации первоклассников

Дата публикации: 2018-10-31 15:32:35
Статью разместил(а):
Лобанова Елена Николаевна

Психологические условия успешной адаптации и социализации первоклассников

Psychological conditions of successful adaptation and socialization of first graders

 

Автор: Лобанова Елена Николаевна

учитель начальных классов МБОУ «Школа № 75», Рязань, Россия.

E-mail: alenlobanova@bk.ru

Lobanova Elena Nikolayevna

educator School № 75, Ryazan, Russia.

E-mail: alenlobanova@bk.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются условия успешной адаптации и социализации школьников в первый год обучения в школе.

Abstract: The article discusses the conditions for successful adaptation and socialization of schoolchildren in the first year of schooling. 

Ключевые слова: адаптация, социализация.

Keywords: adaptation, socialization

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Проблема адаптации первоклассников с каждым годом не теряет своей значимости.

Процесс адаптации берет свое начало с момента прихода ребенка в школу и  активно присутствует во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

Поступление в школу и начальный период обучения является сложным и переломным для  младшего школьника. Новые для ребёнка окружающие условия задают совершенно иную систему требований и взаимоотношений.

Психологическая адаптация к школе является сложным процессом приспособления первоклассников к образовательному учреждению. Проблема адаптации, являясь междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, рассматривается с различных позиций. В широком смысле понятие «адаптация» – это процесс приспособления живого организма к условиям окружающей его среды. А.В. Петровский и В.В. Богословский рассматривают понятие «адаптация», как специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [1].

В первый год обучения ребенок делает невероятно важные шаги в своем развитии. Здесь очень важна поддержка и контроль взрослых.

Вопрос адаптации первоклассников наиболее волнует родителей детей. Каждый родитель старается подготовить ребенка к школе и выявить наиболее благоприятные факторы для успешной адаптации в школе.

Но, зачастую, родители не учитывают индивидуальные особенности и потребности самих детей.

Способов подготовки родителями детей к школе множество: посещение различных детских центров, где  специалисты обучают ребенка чтению, письму, счету, самостоятельная работа родителей с детьми. Для ребенка старшего дошкольного возраста это огромная физическая и интеллектуальная нагрузка.  В большинстве случаев упор подготовки идет на интеллектуальное развитие ребенка, развитие физиологических способностей. Но, как правило, в первый год обучения дети испытывают трудности не в обучении, а в новых возникших взаимоотношениях со сверстниками, трудности принятия себя в новой социальной роли. Наиболее важным условием готовности ребенка к школе является, не способность читать или писать, а самостоятельность и самодисциплина. Развитие этих качеств у ребенка способствует наиболее быстрому и успешному процессу адаптации и социализации  в новой для него школьной среде.

Огромное значение имеет психологическая подготовка  ребенка к новым условиям  с учетом его индивидуальных особенностей. Необходимо постепенно давать понятие и представление  ребенку о предстоящей ему новой социальной роли. Чем быстрее первоклассник осознает и примет эту роль, тем благоприятнее и успешнее пройдет такой переломный и сложный для него момент, как адаптация. Важную роль имеет развитие самостоятельности перед обучением в школе. Зачастую  первоклассник, приходя в школу, не может справиться с новыми обязанностями в отсутствии родителей, испытывает трудности в подготовке к урокам, тем самым, процесс адаптации замедляется и становится еще более сложным для ребенка.

Важным условием  успешной адаптации в первый год обучения в школе является высокий уровень развития самодисциплины ребенка. Новая образовательная среда диктует определенные правила и требования к поведению детей в школе. Дисциплинированным детям данные правила выполнять гораздо легче, чем детям, у которых не развивали самодисциплину.  В связи с данными утверждениями можно сделать вывод о том, что роль психологической подготовки ребенка к школе невероятно важна для успешной адаптации в первый год обучения в школе.

 

Список литературы:

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.  

2. Вайнер М. Э. Школьная адаптация и развитие личности младших школьников // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Матер. 3-й Всерос. научно-практич. конф. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 79–81.