Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проблемы применения интерактивных технологий обучения в начальной школе

Дата публикации: 2022-05-14 13:52:44
Статью разместил(а):
Харламова Евгения Артемовна

Проблемы применения интерактивных технологий обучения в начальной школе

Problems of using interactive learning technologies in primary school

 

Автор: Харламова Евгения Артемовна

МБОУ «Гимназия № 25», г. Иркутск, Россия

е-mail: j.makhno@bk.ru

Kharlamova Evgeniya Artemovna

Gymnasium № 25, Irkutsk, Russia

е-mail: j.makhno@bk.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности и проблемы использования интерактивных технологий в начальной школе.

Abstract: This article discusses the features and problems of using interactive technologies in primary school.

Ключевые слова: интерактивные технологии, начальная школа.

Keywords: interactive technologies, elementary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями  в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю, руководителю учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Как известно, развитие младших школьников происходит постепенно, в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющую ребенку входить в проблемную ситуацию, общаться и взаимодействовать. Именно интерактивные технологии позволяют получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания и развивать коммуникативные умения. В связи с чем современный педагог должен владеть необходимым "арсеналом" интерактивных технологий обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Различные аспекты интерактивных технологий рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно. Вместе с тем, все названные выше источники могут быть использованы в большей мере применительно к основной и старшей школе. Кроме того, в них практически не обозначены проблемы использования интерактивных технологий педагогами начальной школы. Именно поэтому, целью моего исследования стало изучение особенностей и выявление проблем использования интерактивных технологий в начальной школе.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, я определила, что использование в работе учителей начальных классов технологий интерактивного обучения дает ученику:

 – развитие личностной рефлексии;

 – осознание включенности в общую работу;

 – становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

 – развитие навыков общения;

 – принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

 – повышение познавательной активности.

классу:

 – формирование класса как групповой общности;

 – повышение познавательного интереса;

 – развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

 учителю:

 – нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

 – формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Урок с применением интерактивных технологий требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, а самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений. В процессе обучения с применением данной технологии гармонично происходит объединение фактического и теоретического материала, обычного восприятия информации и творческой работы, что заставляет активно функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.

После изучения методической литературы началась практическая часть моего исследования. Для этого было проведено анкетирование коллег, а также разработано несколько уроков математики во 2 классе с использованием интерактивных технологий. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных технологий обучения, если решить ряд проблем, связанных с их применением. К ним относятся:

– недостаточная осведомленность учителей, незнание сущности большинства интерактивных технологий;

– непонимание смысла, нежелание учителей организовывать данную работу, так как предпочитают проверенные годами пассивные методы обучения;

– недостаток материала для начальной школы, так как применение интерактивных технологий обучения на практике является приоритетом среднего и в большей степени старшего школьного возраста; 

– недостаточная оснащенность школ;

– незнание или неучёт возрастных особенностей младших школьников при подготовке или проведении урока с применением интерактивных технологий;

– сложность в проведении и организации: занимают много времени, требуют хорошей подготовки;

– сложность в оценке учащихся.

Тема исследования интересна и сложна. Я попыталась подробно изучить интерактивные технологии и выделить проблемы их использования в начальной школе, но тема обширна и нуждается в дальнейшей разработке.

 

Список литературы:

1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. Педагогические технологии. М.: Феникс, 2010. 336с.  

2. Попова Е.Н. Интерактивные технологии - не роскошь, а средства обучения // Интернет и образование. 2009. № 11. 

3. Селевко Г.А. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.  

4. Якупова Г.З. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности // Журнал информатизация образования. 2007. №1.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN