Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Дидактическая игра на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательного интереса

Дата публикации: 2022-10-15 15:59:00
Статью разместил(а):
Клецкова Валентина Васильевна

Дидактическая игра на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательного интереса к учебному процессу

Didactic game in mathematics lessons in primary school as a means of developing cognitive interest

 

Автор: Клецкова Валентина Васильевна

МАБОУ «Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М.», г. Красноярск, Россия

E-mail: kassiopej777@mail.ru 

Kletskova Valentina Vasilevna

Secondary School 65 named after the soldier-internationalist Gorodny O.M., Krasnoyarsk, Russia

E-mail: kassiopej777@mail.ru 

 

Аннотация: В статье говорится о значимости дидактической игры в обучении детей на уроках математики при обобщении, закреплении и повторении трудных тем. Приведены примеры игр на уроках.

Abstract: The article talks about the importance of didactic play in teaching children in mathematics lessons when summarizing, consolidating and repeating difficult topics. Examples of games in the classroom are given.

Ключевые слова: дидактическая игра, уроки математики, начальная школа, развитие познавательного интереса.

Keywords: didactic game, mathematics lessons, primary school, development of cognitive interest.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры ребята незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся  в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, они стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

 В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи – шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Ещё в своих трудах К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным: «Для дитяти – игра действительность, гораздо более интересная, чем та действительность,  которая его окружает. Интереснее она для ребёнка  именно потому, что понятнее; а понятнее она потому, что отчасти она есть его собственное создание …; в игре же пробует свои силы …». «Игра для ребёнка не игра, а действительность». В толковом словаре живого  великого русского языка – М.1979, -т .2 –с.6 -7) «…играть – резвясь, забавляться, развлекаться есть забава, установленная по правилам игры».

Изучив труды  в работах Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Н.Н. Поддъякова и др., психологические основы игры, я определила для себя, что значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденных тем.

Например, для закрепления знаний таблиц сложения с переходом через десяток использую игру «Рыболов», созданную совместно с родителями. В пластиковый аквариум помещены рыбки на магнитах, а брюшке, которых наклеены примеры с переходом через десяток  в пределах 20. Удочкой с магнитом на конце дети «вылавливают» и помещают к таблице на  магнитной доске к правильному ответу.

Для закрепления знаний таблицы ребята решают задачи на электронной доске. «Рассади пассажиров правильно по вагонам» (Задачи оформлены в вагончиках паровоза). Ребята любят игру «Полёт в космос», где правила заключаются в решении примеров на отработку быстрого воспроизведения ответов). Можно использовать в индивидуальной форме работы.

Многие игры простые, но они позволяют в игровой форме  повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что ещё больше способствует активизации деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие игры  и упражнения я строю на материале различной трудности, это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре с разным уровнем знаний.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый соберёт грибы в корзинку?» (На корзинке наклеено число, и  нужно правильно «положить» гриб с  примером, совпадающим с этим числом).  «Кто первый добежит до финиша?  (работа по карточкам). Задание варьирую по сложности: «Составь краткую запись к задаче», «Исправь решение задачи», «Закончи решение задачи».

На таких уроках ставлю цель привить любовь к математике учащихся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, хотят быть спортсменами, летчиками, космонавтами.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что  учащийся, увлечённый игрой, незаметно для себя приобретает определённые навыки, знания по математике.  

Однако. Надо заметить, что игра как таковая не должна быть самоцелью, а должна служить  средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации я придерживаюсь следующих требований:

1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал подбираю посильным для всех детей.

2) Дидактический материал готовлю простым и доступным.

3) Стараюсь каждого ребёнка вовлечь в интересную игровую деятельность.

4) Подведение результатов игры делаю справедливым и чётким.

На уроках я часто использую логические игры, в которых путём нескольких упражнений на умозаключение можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс, или большая её часть, а остальные контролируют ход игры.

Пример некоторых моментов таких игр:

«Лучший водолаз»  Несколько столбиков водорослей, на которых прикреплены выражения с ответами,  один из них правильный. Класс делю на три команды. Они по очереди вычисляют значения выражений. Назначаю контролёров, которые подтверждают или исправляют ошибки.

«Фотографы» на закрепление знаний таблиц сложения и вычитания. В этой игре развиваем логику, память  и зрительную зоркость. Таблицы записаны на доске с ответами. Ребята должны внимательно посмотреть на таблицы и запомнить, через 3-4 минуты ответы стираю, дети по порядку восполняют и воспроизводят таблицу вразбивку. 

Во многих дидактических играх, таких, как «Набери число», «Кто быстрее посчитает?», «Математическая лесенка» и т.д. заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN