Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2022-12-04 17:50:47
Статью разместил(а):
Почка Алена Сергеевна

Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения

Techniques and methods of activating cognitive activity in the lessons of literary reading

 

Автор: Почка Алена Сергеевна

МБОУ "Лицей имени А.Г. Баженова", г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия

e-mail: utzhenik6@mail.ru

Pochka Alyona Sergeevna

Lyceum named after A.G. Bazhenov, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia 

 e-mail: utzhenik6@mail.ru 

 

Аннотация: Уроки литературного чтения в начальной школе закладывают фундамент знаний для разговорной речи обучающихся, на таких уроках осваиваются темы по предмету совместно с другими, дополняя представление об окружающем мире, занятия развивают способность мыслить нестандартно, а задачей учителя является методически грамотно преподнести знания так, чтобы заинтересовать ученика. Применяемые на уроках чтения методы раскадровки сказок, литературных произведений используют современные технологии, поэтому детям такие уроки очень интересны.

Abstract: literary reading lessons in elementary school lay the foundation of knowledge for students' conversational speech, at such lessons topics on the subject are mastered together with others, complementing the idea of the world around them, classes develop the ability to think outside the box, and the task of the teacher is to present knowledge methodically competently so as to interest the student. The methods of storyboarding fairy tales and literary works used in reading lessons use modern technologies, so such lessons are very interesting for children.

Ключевые слова: литературное чтение, методы развития личности, формы уроков, метод раскадровки, загадки, познавательная активность школьников.

Keywords: literary reading, methods of personality development, forms of lessons, storyboard method, riddles, cognitive activity of schoolchildren.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Литературное чтение - это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.

Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Достичь таких целей помогает использование на уроках активных методов обучения.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

На занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости.

При чтении литературных произведений можно предложить учащимся:

1. Нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению.

2. Вылепить героя из пластилина.

3. Разыграть сценку.

4. Сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами.

5. Подобрать загадку, нарисовать отгадку.

6. Подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

7. Составить рисуночный диафильм.

8. Придумать счастливую концовку к сказке.

9. Дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

Также можно использовать и такие формы работы как:

1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

2) подготовить выставку книг одного из авторов;

3) найти дополнительный материал в энциклопедии;

4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Подробнее остановимся на приёмах составления загадок и приёме раскадровки.

Загадки.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству и в развитии познавательного интереса.

Составление загадок – интересный творческий процесс, который решает много задач и подходит для младших школьников. Алгоритм составления загадок несложный. Результат – обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик речи, умение сравнивать, анализировать, составлять сложные предложения.

Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться.

Есть загадки-вопросы.

Есть загадки, в которых идет перечисление действий предмета без его называния:

В загадках может быть прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (используются признаки предмета - прилагательные). Бывают метафорические загадки, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет.

Есть загадки, составленные по методу противоречий и другие способы. Существуют модели для составления загадок. Эти модели построены на сравнении различных признаков, действий предметов.

Раскадровка.

Раскадровка представляет собой опорную схему для пересказа текста. Также раскадровка характеризуется как фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесном описании.

Раскадровка является творческим видом пересказа. Пересказ оказывает положительное влияние на умственное, нравственное, эстетическое развитие и воспитание детей.

Методика проведения приёма раскадровки заключается в следующем: на уроке ученики читают или прослушивают текст. Затем идёт обсуждение, сколько картинок можно нарисовать и какие именно. На отдельных листах бумаги выполняется «сетка», в каждой ячейке которой последовательно помещается соответствующий рисунок – кадр. «Кадр – это как бы единица восприятия: то что происходит одномоментно в некотором ограниченном пространстве». Проделав такую работу, ученики пересказывают устно исходный текст, пользуясь своей раскадровкой. 

Создание «кадров» может проводиться в группах по 2, 4, 5, 6 человек, в зависимости от объема произведения. 

Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т.д. Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN