Формирование умений самоконтроля у школьников
Формирование умений самоконтроля у школьников
Formation of self-control skills in schoolchildren
Автор: Щукина Светлана Владимировна
ГБОУ "Школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: svattsar@gmail.com
Shchukina Svetlana Vladimirovna
School № 477, St.-Petersburg, Russia
e-mail: svattsar@gmail.com
Аннотация: В этой статье рассматривается важная задача развития индивидуальности ребёнка. Автором рассмотрена проблема формирования самоконтроля учащихся как компонента учебной деятельности.
Abstract: This article discusses the important task of developing a child's individuality. The author considers the problem of formation of self-control of students as a component of educational activity.
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, самоконтроль, самооценка.
Keywords: junior high school student, elementary school, self-control, self-esteem.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Смена приоритетов в системе образования выдвигает в число наиболее важных и существенных задач развитие индивидуальности каждого ребёнка, формирование его активной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры познания. Главной задачей начальной школы, в данном контексте, является становление школьника как субъекта учебной деятельности. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать профессиональным учеником. Ученик должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть необходимое и потребное будущее, сам должен организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной. Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В компетентность учителя начальных классов входит осуществление обучения и воспитания младших классов, использование современных образовательных, информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений и результатов актуальных научных исследований.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения классификации. Из опыта моей работы, в учебной деятельности формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям. Примечательно, что фактором развития младшего школьника является отношение взрослых к успеваемости, к дисциплине и прилежанию ребёнка. Таким образом, хочется отметить, что в младшем школьном возрасте формируется «я» концепция ребёнка и навыки самоконтроля, на что огромное влияние отношение к нему взрослых, и в первую очередь отношение учителя и родителей. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки.
Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей деятельностью, осуществлять самоанализ, самооценку и самоконтроль. Для этого учитель должен: вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий; дать ученику возможность найти свою ошибку; помочь разобраться в нормах оценки; формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания. В 1 классе дети учатся: сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; выполнять действия по развёрнутой инструкции; осуществлять самопроверку по плану.
Во 2 классе ученикам предлагается: сравнивать промежуточный результат с эталоном; корректировать памятки: участвовать в коллективной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в: сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; составлении проверочных заданий для самоконтроля; составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В 4 классе школьники упражняются в: сличении результата деятельности с образцом на основе прогнозируемых условий эффективности; определении со- става действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей; выполнении действий по общим инструкциям; самопроверке по плану; разработке общего способа контроля всех задач под руководством педагога.
Я использую приёмы формирования самоконтроля на уроках русского языка:
- орфографическое проговаривание;
- специально организованное списывание;
- приём «Буратино»;
- комментированное письмо с указанием орфограмм;
- поиск орфограмм в «чистом» тексте;
- работа с «орфографическим словариком»;
- индивидуальная карта самоконтроля;
- дидактическая игра;
- диктант.
Использую приёмы формирования самоконтроля на уроках математики: сверка с образцом; повторное решение задачи; решение обратной задачи; проверка полученных результатов по условию смыслу задачи; решение задачи различными способами; моделирование; примерная оценка искомых результатов; математические диктанты.
Самооценка и самоконтроль имеют специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как её субъекту, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далёкого прошлого, в трудах Аристотеля, Д. Дидро. Ещё несколько столетий назад Д. Дидро в своём трактате «План школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства» одним из методов формирования самоконтроля в учебной деятельности предлагал использовать «метод намеренных ошибок» для того, чтобы учащийся привыкал проверить себя.
Результаты исследований Ю.К. Бабанского, Н.Я. Лернера, М.Н. Скаткина показывают, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность. Я считаю, чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его методы, приёмы и средства.
В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия самоконтроля. В работах Л.И. Рувинского, А.Я. Арет самоконтроль рассматривается как свойство личности, необходимый этап процесса самовоспитания. Н.Д. Левитов считает самоконтроль актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления. Более существенные черты самоконтроля можно обнаружить в определениях И.В. Страхова и Л.Б. Ительсона: «Самоконтроль – форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в практической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов».
В психологии в русле деятельностного подхода самоконтроль понимается как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой. Психологи обращают внимание на сущность самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения. Так Д.Н. Богоявленский подчёркивает, «что крайне важно … приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлечённых операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами». А.Я. Арет рассматривает самоконтроль как метод саморегуляции, который даёт возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний учащихся.
Шагом вперёд в развитии истории вопроса о самоконтроле в учебной деятельности явились работы русских педагогов и психологов К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и других, которые подчёркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения. К.Д. Ушинский в своих работах конкретно рассматривает следующие методы воспитания самоконтроля: активное повторение, отчёт о прочитанном. Самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление им своих ошибок.
Таким образом, мы видим, что проблеме формирования самоконтроля уделяли внимание в своих работах многие авторы, рассматривая их как структурные компоненты учебной деятельности, имеющие своё определённые функции, обеспечивающие качественное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Данилюк, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.