Теоретические особенности работы с научным текстом на уроках окружающего мира

Дата публикации: 2018-11-26 19:44:23
Статью разместил(а):
Бурдина Нина Михайловна

Теоретические особенности работы с научным текстом на уроках окружающего мира в начальных классах

 The theoretical features of work with scientific text on the lessons of the surrounding world in the primary grades

Автор: Бурдина Нина Михайловна

Учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 465», Санкт-Петербург, Россия

E-mail: grendal69@bk.ru

Burdina Nina Mikhailovna 

Primary School Teacher, School No.465, St. Petersburg, Russia

E-mail: grendal69@bk.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются способы формирования умений работы с научно-познавательным текстом на уроках окружающего мира. А так же приёмы и методы формирование умений работы с научно-познавательным текстом.

Аbstract: This article discusses how to form the skills of working with scientific text in the lessons of the world. As well as techniques and methods for the formation of skills to work with scientific and educational text.

Ключевые слова: научный текст, уроки окружающего мира, начальный класс.

Keywords: scientific text, the lessons of the surrounding world, beginner class.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Текст является основной единицей любой информации. Он - необходимый компонент любой сферы жизни в нормативной документации, художественной и учебной литературе. В связи с этим, основной задачей младшего школьника является умение воспринять, проанализировать текст и осмыслить его, что в дальнейшем поможет сформировать у ребенка интерес к самому научному знанию.

Основными источниками знаний об окружающем мире у младшего школьника являются тексты, изучаемые в учебниках по этому предмету. ФГОС НОО под метапредметными результатами основной образовательной программы в качестве обязательного компонента определяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»

Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения: – ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги; – поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта; – изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.

Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

При работе с научным текстом довольно эффективно использовать технологию продуктивного чтения, которую предлагает для всех уроков образовательная система «Школа 2100», и которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах  чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. 

Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:

- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.

Приемы работы: чтение фамилии автора (редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов), чтение заглавия текста, чтение выделенных слов, рассматривание иллюстраций, высказывание предположений о теме, содержании текста.

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

2. Работа с текстом во время чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы: чтение текста по частям с комментариями (статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям); диалог с автором (условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение); работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером), выборочное чтение; беседа по содержанию, сравнение содержания текста со своим предположением

Цель - понимание текста на уровне содержания.

3. Работа с текстом после чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:

Постановка проблемного вопроса к тексту; беседа о личности писателя; повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?); высказывание и аргументация отношения к прочитанному; выполнение заданий.

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть умениями, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать их, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные  правила  подготовки учебно-научного  текста к использованию на уроке.

Правило 1. Выбрать текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.). 

Правило 2. Прочитать текст, выделить в нем три уровня информации: 

• фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);

• подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);

• концептуальную (основная идея, главная мысль текста).

Правило 3. Определить роль данного текста на уроке:

• на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений); 

• какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.). 

Правило 4. Сформулировать задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом.

Например: судя по заглавию (иллюстрациям) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение. 

Правило 5. Выделить в тексте места остановок во время чтения текста вслух.

Остановки нужны: 

• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов; 

• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста); 

• для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений». 

Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание. 

Правило 6. Сформулировать главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление (основная идея, главная мысль) информации и организовать проверку выполнения продуктивного задания к тексту (оно было сформулировано до чтения).                        

Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.

Для формирования умений работать с текстом у детей младшего школьного возраста  учитель организует специальную работу детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал:

- выделить маркером непонятные и незнакомые слова.

- выделить маркером главные слова;

- слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить его;

- вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию;

- составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);

- составить свой текст, предварительно написав подсказки;

- разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.

- составлять простой план текста из отдельных предложений;

- задавать вопросы к тексту;

- достраивать текст самостоятельно.

Организационные формы для проведения обсуждения прочитанного текста могут быть разнообразными. Наиболее простая форма – вопросы и ответы с фиксацией результатов обсуждения на доске (учитель или ученик) и в тетрадях. Учитель может также использовать любую другую форму организации обсуждения. Например, в целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках используются следующие приѐмы и способы работы:

1) Анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;

2) Выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

3) Вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков и т.п.

 

Список литературы:

1. Алюшин А.Л., Князева E.H. Скорость восприятия // Вопросы философии. - 2004. - № 9. - С. 135 - 149.

2. Андреева А.Д., Серебренникова О.Д. Понимание первоклассниками языка школьных учебников // Психология и школа. 2007. - №4. - С. 84-93.

3. Баранова И.В. Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной компетентности школьника //

4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. М.: Просвещение, 1969. - 173 с.

5. Блинов Г.И. Усвоение учащимися научного стиля речи в связи с изучением теоретического материала на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2008. - 155 с.

6. Богданова Г.Н. Развитие языковой компетенции младших школьников //

7. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]: www.school 2100.ru (дата обращения: 16.10.2017).

8. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.

9. Возрастная и педагогическая психология Текст. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова [и др.]; под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1979.- 288 с.

10. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академический проект, 2005. - 208 с.