Рефлексия на уроках в начальной школе
Рефлексия на уроках в начальной школе
Reflection on lessons in elementary school
Автор: Сечкина Юлия Анатольевна
педагог МКОУ «Киреевский центр образования № 1», Киреевск, Россия
E-mail: sechkinayuliya@gmail.com
Sechkina Yuliya Anatolyevna
educator Kireyevsky Education Center No. 1, Kireevsk, Russia
E-mail: sechkinayuliya@gmail.com
Аннотация: Статья познакомит с видами и способами рефлексии в начальной школе.
Abstract: The article will introduce the types and ways of reflection in elementary school.
Ключевые слова: рефлексия, способы рефлексии, урок.
Keywords: reflection, ways of reflection, lesson.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). Использование личностно ориентированных ситуаций в начальной школе не должно быть эпизодичным, оно должно стать постоянным, из урока в урок.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия деятельности.
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
«Цветик - многоцветик».
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
«Лесенка успеха».
Нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
«Дерево успеха».
Зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поезд».
На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
«Поляна».
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Методика «Светофор».
Зеленый кружок - я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.
Желтый кружок – этот способ деятельности мной еще не освоен. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
Красный кружок - я не понял материал, не мог выполнить задания, мне срочно требуется помощь.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал …
2. было интересно …
3. было трудно …
4. я выполнял задания …
5. я понял, что …
6. теперь я могу …
7. я почувствовал, что …
8. я приобрел …
9. я научился …
10. у меня получилось …
11. я смог …
12. я попробую …
13. меня удивило …
«Плюс-минус-интересно».
Цель: подведение итогов урока. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Достаточно известный прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока учащимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список литературы:
Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.