Рефлексия на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2018-12-05 16:06:25
Статью разместил(а):
Сечкина Юлия Анатольевна

Рефлексия на уроках в начальной школе

Reflection on lessons in elementary school

 

Автор: Сечкина Юлия Анатольевна

педагог МКОУ «Киреевский центр образования № 1», Киреевск, Россия

E-mail: sechkinayuliya@gmail.com

Sechkina Yuliya Anatolyevna

educator Kireyevsky Education Center No. 1, Kireevsk, Russia

E-mail: sechkinayuliya@gmail.com

Аннотация: Статья познакомит с видами и способами рефлексии в начальной школе.

Abstract: The article will introduce the types and ways of reflection in elementary school.

Ключевые слова: рефлексия, способы рефлексии, урок. 

Keywords: reflection, ways of reflection, lesson.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.  Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). Использование личностно ориентированных ситуаций в начальной школе не должно быть эпизодичным, оно должно стать постоянным, из урока в урок. 

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

1.      Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 

2.      Рефлексия деятельности. 

3.      Рефлексия содержания учебного материала. 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Карточки с изображением лица (грустного, веселого);  

 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

«Цветик - многоцветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Рефлексия деятельности.

 Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

«Лесенка успеха».

  Нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

 «Дерево успеха».

Зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Поезд».

 На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на  задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание,  показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

«Поляна».

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка.  Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Методика «Светофор».

Зеленый кружок - я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.

Желтый кружок – этот способ деятельности мной еще не освоен. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

Красный кружок - я не понял материал, не мог выполнить задания, мне срочно требуется помощь.

Рефлексия содержания учебного материала. 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. 

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

1.      сегодня я узнал …

2.      было интересно … 

3.      было трудно … 

4.      я выполнял задания … 

5.      я понял, что … 

6.      теперь я могу … 

7.      я почувствовал, что … 

8.      я приобрел … 

9.      я научился … 

10.  у меня получилось … 

11.  я смог … 

12.  я попробую … 

13.  меня удивило … 

«Плюс-минус-интересно».

Цель: подведение итогов урока. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что  еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Достаточно известный прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока учащимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

Список литературы:

Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.