Психологический аспект восприятия научного текста детьми младшего школьного возраста

Дата публикации: 2018-12-10 18:18:29
Статью разместил(а):
Бурдина Нина Михайловна

Психологический аспект восприятия научного текста детьми младшего школьного возраста

The psychological aspect of perception of scientific text children of primary school age

 

Автор: Бурдина Нина Михайловна

Учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 465», Санкт-Петербург, Россия

E-mail: grendal69@bk.ru

Burdina Nina Mikhailovna 

Primary School Teacher, School No.465, St. Petersburg, Russia

E-mail: grendal69@bk.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются психологические аспекты восприятия научно-познавательного текста детьми младшего школьного возраста.

Abstract: This article discusses the psychological aspects of the perception of a scientific text by children of primary school age.

 

Ключевые слова: научный текст, уроки окружающего мира, начальный класс.

Keywords: scientific text, the lessons of the surrounding world, beginner class.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Восприятие научного текста детьми младшего школьного возраста. Психологический аспект

Характеризуя процессы психического развития младших школьников, Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок вступает в школьный возраст с довольно слабой функцией интеллекта». Вместе с тем, этот возраст обладает огромным потенциалом для умственного развития детей, являясь наиболее благоприятным периодом для начала формирования теоретического мышления. Решающие сдвиги в интеллектуальном росте младших школьников связаны, прежде всего, с содержанием усваиваемых знаний, а именно с научностью содержания. Изучение научных понятий позволяет ускорить становление абстрактных логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.), необходимых для формирования теоретического мышления. Изучение теоретического материала способствует перестройке мышления ребенка, помогает сформировать те способности и умения, которые будут необходимы школьникам в дальнейшем, на следующей ступени обучения.

Таким образом, можно утверждать, что развитие теоретического мышления находится в зоне ближайшего развития младших школьников. В.В. Давыдов подчеркивает, что именно обучение, построенное по теоретическому типу, является наиболее благоприятным для умственного развития детей. Связано это с тем, что постижение научных понятий представляет собой «сложный и подлинный акт мышления, которым невозможно овладеть путем простого заучивания».

Говоря о работе с научным текстом в начальной школе, исследователи делают акцент на том, что важно научить детей не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Так, И.В. Баранова отмечает следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам:

· 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).

· 2 класс  - обучение детей   работать с текстом: читать и понимать прочитанное; пересказывать прочитанное; делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); выделять опорные слова (словосочетания).

· 3-4  класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента); находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или  иной  форме; выделять главную второстепенную информацию; прогнозировать содержание по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулировать вопросы к тексту.

Также не менее важно при работе с научными текстами учить детей ставить перед собой серию вопросов:

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

- о чём мне расскажет этот текст?

- хочу ли я читать этот текст?

2 серия (при чтении):

 - понимаю ли я, что читаю?

- трудно мне читать или легко? Почему?

- зачем мне нужно прочитать этот текст?

- что я узнаю нового из данного текста?

3 серия вопросов (после чтения):

- о чём был прочитанный текст?

- зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

- хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим ученикам или учителю?

- как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

- для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст?

При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем. Параллельно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

У учащихся в процессе обучения должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия (УУД), в основе которых лежат следующие умения:

- различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

- анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

- фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

- использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном видах.

Формирование указанных умений не может произойти одномоментно или самопроизвольно, они могут быть сформированы только в результате целенаправленной работы.

 

Список литературы:

1.     Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 2016. - 72 с.

2.     Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 32-37.

3.     Ипполитова Н.А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа плюс-минус. - 1999. - № 5. - С. 16-23.

4.     Кусова М.Л., Храмкова Е.Ю. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - С. 182-188.

5.     Невзорова Т.В. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

6.     Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. - 2005. - №4. – С. 11-16.

7.     Смирнова О.М. Формирование умения работать с информацией у младших школьников в условиях дефференциации по предмету «Окружающий мир» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.