Проблемы воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста в образовательной практике

Дата публикации: 2019-01-30 20:41:15
Статью разместил(а):
Горщук Оксана Ивановна

Проблемы воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста в образовательной практике

Problems of leadership development in primary school children in educational practice

 

Автор: Горщук Оксана Ивановна

МБОУ «СОШ № 2» городского округа Судак, Россия

E-mail: oksudak@mail.ru

Author: Gorshchuk Oksana Ivanovna

Secondary school No. 2", Sudak, Russia

E-mail: oksudak@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования современного состояния и перспектив развития проблемы воспитания лидеров в начальных классах средствами подвижных игр.

Abstract: The article presents the results of a study of the current state and prospects for the development of the problem of educating leaders in elementary school by means of mobile games.

 

Ключевые слова: лидер, воспитание, младшие школьники, учитель.

Keywords: leader, upbringing, younger students, teacher.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Изменение концептуально-мировоззренческого отношения к человеку, а именно, осознание ценности для общества отдельной личности, имеет необратимый характер. Задача построения демократического общества с высокоразвитой экономикой объективно обусловливает потребность в развитии значительного интеллектуального и творческого потенциала нации, своевременного выявления и дальнейшего формирования одаренной лидерской личности, воспитание ее общественно-ценностных качеств. В осуществлении этих задач значительная роль принадлежит начальной школе. Воспитание лидерских качеств у детей с первых лет обучения в общеобразовательной школе должно заложить основы уверенности в своих силах, сделать успехи в учебе и социализацию личности достижимыми, а разработка методик этого воспитания позволит учителю начальных классов профессионально корректно выполнять свою работу.

Формирование лидера не является стихийным процессом. Его можно и нужно целенаправленно организовывать с первых же лет пребывания ребенка в сфере влияния педагогов – в дошкольных учреждениях и начальной школе, при этом организуя его так, чтобы ребенок был не объектом, а субъектом процесса воспитания. В то же время существует дефицит методик воспитания лидерских качеств у младших школьников средствами подвижных игр, а имеющиеся методики используются учителями недостаточно интенсивно. Это противоречие указывает на то, что поднятая нами проблема является актуальной и требует детальной разработки.

Итак, как показал анализ анкет, учителя начальных классов имеют устойчивую сложившуюся точку зрения по вопросу воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста и в целом понимают, какие факторы наиболее существенно влияют на воспитание у детей этих качеств, но не в полной мере используют возможности школьного учреждения для их воспитания во время учебной и внеурочной деятельности. С целью дальнейшего выяснения состояния разработанности в образовательной практике проблемы воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста мы изучили и проанализировали имеющуюся педагогическую документацию и это дополнительно позволило нам выявить положительные и отрицательные моменты в работе с детьми-лидерами в начальных классах.

При анализе планов воспитательной работы учителей начальных классов, охваченных констатирующим экспериментом, мы встретились с определенными трудностями, которые были связаны с тем, что краткое и схематическое ведение этих планов часто не позволяет определить реальные объемы работы учителей по воспитанию лидерских качеств. Также, признавая и уважая право каждого учителя на творчество, заметим, что форма ведения этих планов не является стандартизированной, и каждый учитель сам создает ее для себя, а потому планы воспитательной работы достаточно трудно поддаются систематизации. Учитывая вышесказанное, при анализе этих планов нам пришлось ограничиться лишь выделением тех форм и методов учебновоспитательной работы, которые применяются педагогами в процессе воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. К наиболее часто применяемых относятся: чтение и обсуждение произведений художественной литературы о лидерах разных стран и народов, рассказы из собственного опыта, сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа.

Таким образом, при общей направленности воспитательной работы на формирование у детей общечеловеческих ценностей и воспитание общественно значимых нравственных качеств учителем все же не уделяется значительного внимания воспитанию именно лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что запланированная индивидуальная работа по воспитанию у детей определенных моральных качеств преимущественным образом направлена на детей с доминирующим девиантным типом поведения, а позитивно ориентированные дети-лидеры такого внимания чаще всего бывают лишены.

Одним из недостатков в работе общеобразовательных учебных заведений является недостаточный уровень интеграции воздействия учителей и родителей на процесс воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Об этом свидетельствует незначительное количество запланированных совместных форм работы, во время которых педагоги с родителями имели бы возможность обсуждать вопросы по исследуемой нами тематике, общие педагогические требования в классе и семье, а также вместе находить решения проблем, которые возникают.

Беседы, которые были проведены с педагогами, и наблюдение за их педагогической деятельностью также свидетельствуют о фрагментарности и непоследовательности в работе по воспитанию лидерских качеств. Во время бесед с учителями выяснилось, что внимание в воспитательной работе в основном акцентировано на развитии таких морально-волевых качеств, как честность, дисциплинированность, порядочность, ответственность, доброта, а воспитанию таких важных, на наш взгляд, лидерских качеств, как инициативность, самостоятельность, активность и эмоциональная устойчивость, уделяется гораздо меньше времени. Также в процессе бесед с педагогами было обнаружено, что у них существуют определенные трудности при налаживании сотрудничества с родителями. Эти трудности зачастую обусловлены тем, что учителям (в первую очередь тем, которые имеют небольшой педагогический стаж) не хватает теоретических знаний по психологии общения с родителями, а также занятостью родителей на работе и, соответственно, отсутствием у них времени на обсуждение педагогических проблем. Отдельно отмечено уклонение родителей от сотрудничества или прямая конфронтация с учителями, которая вызвана родительским эгоизмом и уверенностью в том, что «мой ребенок – лучший».

Таким образом, работа, которая была проведена с учителями начальных классов, показала недостаточный уровень их знаний проблемы воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, выявила несовершенность умений развивать эти качества средствами подвижных игр, а также в целом ненадлежащее отношение педагогов к этой проблеме. Качественный анализ документации учителей начальных классов в целом подтвердил те результаты, которые мы получили в ходе анкетирования, что дает основания констатировать тот факт, что планомерная педагогическая работа, направленная на воспитание у детей лидерских качеств, в большинстве классов ведется лишь эпизодически.

Проанализировав документацию учителей начальных классов и обобщив результаты бесед и наблюдений, мы можем утверждать, что к наиболее часто используемым методам и приемам воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста относятся: своевременное одобрение положительных поступков, чтение художественных произведений, создание ситуации морального выбора, рассказы из собственного опыта, индивидуальная беседа. Однако крайне недостаточное внимание при воспитании лидерских качеств уделено использованию игрового метода в целом и подвижных игр в частности.

 Дальнейшей разработки требует проблема выявления отношения родителей к проблеме лидерства и определения уровня их готовности к участию в процессе воспитания лидерских качеств у младших школьников.