Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Коррекционно-развивающая программа для учащихся с синдромом Дауна

Дата публикации: 2019-02-12 19:24:59
Статью разместил(а):
Вяльдина Людмила Михайловна

Программа коррекционного курса

"Развитие высших психических функций у обучающихся с синдромом Дауна"

в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития

Program correctional course

"development of higher mental functions in students with down syndrome"

in the framework of a special individual development program

Авторы:

Вяльдина Людмила Михайловна

ГБОУ "Школа-интернат № 3", г. Тольятти, Россия

e-mail: lusa-79@yandex.ru

Waldina Lyudmila Mikhailovna

School-internatl № 3, Togliatti, Russia

 e-mail: lusa-79@yandex.ru

Кульчиковская Ольга Николаевна

ГБОУ "Школа-интернат № 3", г. Тольятти, Россия

e-mail: kulchikovskaya67@mail.ru   

Kulchikowskay Olga Nikolaevna

School-internatl № 3, Togliatti, Russia

e-mail: kulchikovskaya67@mail.ru

 

Аннотация: Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1 класса (вариант 2) на срок обучения 2 года (дополнительный и основной класс) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Annotation: This work program is designed for students of grade 1 (option 2) for a period of 2 years (additional and basic class) in accordance with the requirements of the Federal state educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities).

Ключевые слова: программа, синдром Дауна, развитие и коррекция.

Keywords: program, down syndrome, the development and correction of.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Актуальность программы обуславливается необходимостью оказания коррекционно-развивающей помощи обучающимся в развитии познавательной деятельности с целью их дальнейшей социализации. 

Учащиеся 1 класса (II вариант) имеют сложную структуру дефекта: умеренную и тяжёлую умственную отсталость, синдром Дауна.

Для них характерны несформированность всех сфер познавательной деятельности. Отсутствуют знания основных свойств. Испытывают затруднения при восприятии нестандартных изображений. При сборе целого из частей не понимают цели, действуют неадекватно, даже в условиях обучения.  

Объем внимания резко снижен (способны воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Многократные, длительные отвлечения. Процесс запоминания не выражен или избирателен.

Мышление слабо развито. Наглядно – действенное мышление сформировано на низком уровне. При исключении, группировке пользуются случайным выбором. Не понимают простейших причинно – следственных связей, закономерностей.

Крупная моторика: движения не достаточно координированные, слабопродуктивные. Мелкая моторика: наблюдается гипотонус.

Обучающиеся с синдромом Дауна имеют значительное отставание экспрессивной речи, у некоторых учащихся речь как средство коммуникации не сформирована.

По данным диагностического обследования, проведённого в начале учебного года, актуальное развитие обучающихся соответствует уровню развития трёхлетних детей. 

Коррекционно-развивающая программа построена с учетом принципа преемственности, предполагающей взаимосвязь с учебным предметами, отраженными в специальной индивидуальной программе развития (СИПР)обучающихся.

Цель программы: развитие высших психических функций у обучающихся с синдромом Дауна, их дальнейшая адаптация в обществе.

Задачи:

- повышение уровня актуального развития посредством развития высших психических функций;

- развитие ручной умелости и совершенствование точных,  сложнокоординированных движений всех звеньев руки-плеча, предплечья, кистей и пальцев рук;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия и др.

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. Результативность определяется путем мониторинга уровня актуального развития обучающихся. Диагностика уровня развития проводится 3 раза в год: сентябрь (первичная), декабрь (текущая), май (итоговая) с использованием диагностического инструментария по методике Е.А.Стребелевой.

Положительной динамикой освоения программы следует считать результаты выполнения обучающимися заданий при итоговой диагностики (в сравнении с результатами первичной и текущей диагностик).

Регламент реализации:  

Коррекционные занятия проводятся в первой половине, в форме групповой и индивидуальной работы с обучающимися.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, количество обучающихся в группе 3-5 человек. Индивидуальные - 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

 

Условия для реализации программы. 

1. Помещение. 

Обучение по программе, может быть организовано таким образом, что часть занятия проходит за столами, а часть – в игровой зоне на полу с мягким покрытием.

2. Оборудование.

-   функционально ориентированные иг­рушкии пособия для развития сенсомоторных функций;

-   игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для разви­тия крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

-   иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные наглядные пособия, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.); 

-   техническое оборудование: компьютер, принтер, ксерокс.

3.Кадровое обеспечение: Учитель-дефектолог, педагог – психолог.        

Планируемые результаты:

·     ориентироваться насенсорные эталоны(цвет, форма, величина);

·     устанавливать простейшиепричинно-следственные связи;

·     узнавать предметы по заданным признакам;

·     узнавать наложенные друг на друга изображения;

·     определять пространственное расположение предметов относительно себя (над, под, между);

·     определять времена года (лето, зима), части суток ( день, ночь);

·     действовать с материалами (бумага, вата, природный материал, пластилин, крупы);

·     действовать с предметами (захватывать, удерживать, встряхивать, толкать, притягивать, вращать, нажимать, сжимать и др.);

·     поддерживать правильную учебную позу; 

·     принимать помощь взрослого. 

 

Содержание Программы: 

Раздел № 1 Формирование высших психических функций.

В данном разделе определены направления коррекционной работы по формированию восприятия, мышления, памяти, внимания.

«Восприятие»

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад). 

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. 

Дифференцирование предметов по цвету, форме, величине. 

Нахождение реальных предметов по силуэтам. Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание их из мозаики. 

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Соотнесение звука с его источником.

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Восприятие пространственно-временных отношений.

Умение располагать объекты по отношению к собственному телу: используя предлоги «над», «под», «между», «право-лево».

Формирование умения находить положение фигуры на плоскости стола, в пространстве используя в речи слова «справа-слева, вверху-внизу».

Части суток. Времена года.

«Внимание»

Выделение предметов из общего фона, соотношение игрушки с изображением, воспроизведение действий взрослого, сличение парных предметов, сличение парных картинок, соотношение действия, изображенного на картинке с собственными действиями.

«Память»

Запоминание предложенных предметов без учета месторасположения, запоминание предложенных предметов без учета месторасположения; запоминание визуально представленного ряда; восстановление деформированного ряда.

«Мышление»

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение. 

Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Определение причинно-следственной зависимости и наглядно-образного мышления.

Формирование понимания внутренней логики в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Формирование последовательности событий, изображенных на картинках.

Выявление связей между персонажами и объектами, изображенными на картинках.

Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов и элементов логического мышления.

Формирование умений выполнять классификацию.

Формирование умений выполнять систематизацию.

Раздел № 2. Совершенствование моторного развития.

В данном разделе определены приемы коррекционной работы по формированию общей и мелкой моторики:

·     Упражнения с элементами основных движений: подбрасывание мяча, удерживание его как можно дольше; ходьба по сенсорным коврикам; метание в цель различных предметов.

·     Действия с материалами: сминание, разрывание; размазывание; разминание; пересыпание.

·     Действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, притягивание, вращение, нажимание, сжимание, вынимание, складывание, перекладывание предмета, вставление предмета, нанизывание.

Данная программа была разработана и утверждена приказом на м.о. учителей коррекционно-развивающего цикла.

 

Список используемой литературы:

1. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучениии: метод, пособие для учителей-дефектологов/ В.В. Гладкая.-Минск: Зорныверасень, 2008.-112с.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание  Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – Москва «Просвещение» 2005.

3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.- 128с. (Специальная психология.)

4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн.для педагога-дефектолога/ Е.А. Стребелева.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014.- 180с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

5. Учебно – методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) г. Псков. 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN