Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения

Дата публикации: 2019-03-09 13:49:44
Статью разместил(а):
Зуева Алёна Анатольевна

Проблема повышения мотивации к изучению английского языка: игровые методы обучения 

The problem of increasing motivation to learn English: game teaching methods

Автор: Зуева Алёна Анатольевна

МОУ "СОШ № 1", г. Богданович, Свердловская область, Россия.

e-mail: alyona24.09@mail.ru

Author: Zueva Alena Anatolyevna

Middle School № 1, city of  Bogdanovich, Sverdlovsk region, Russia

e-mail: alyona24.09@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам повышения мотивации к изучению иностранного языка (английского). В данной работе рассматривается важность применения игровых методов на учебных занятиях, и то, как данный метод позволяет повысить уровень мотивации к изучению предмета. Приводятся примеры игровых методов для разных уровней обучения в общеобразовательной организации поскольку в  любом возрасте введение игровых методов на уроке будет благотворно сказываться на психологическом состоянии группы.  Тем более что каждая игра преследует свои цели, и на каком-то этапе рамки игры могут ограничить коммуникативную возможность обучающихся.  

Abstract: This article is devoted to the problems of increasing motivation to learn a foreign language (English). This paper discusses the importance of the use of game methods in the classroom, and how this method can increase the level of motivation to study the subject. Examples of game methods for different levels of education in a General educational organization are given because at any age the introduction of game methods in the classroom will have a beneficial effect on the psychological state of the group. Moreover, each game pursues its own goals, and at some stage the framework of the game can limit the communicative ability of students.

 

Ключевые слова: мотивация, игровой метод, компетентность.

Key words: motivation, game method, competence.

Тематическая рубрика: средняя школа, НПО, СПО.

 

«Мотивация – это ключ к успешному обучению»

Во всём многообразии подходов к обучению английскому языку при неразрывности и важности обучения всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и  письму, стоит уделить особое внимание возможности применения в процессе обучения, как традиционных упражнений, так и игровых технологий.

Создание и реализация игровой ситуации приводит к повышению уровня усвоения знаний, стимулированию мотивации к изучению английского языка и созданию и проигрыванию коммуникативных ситуаций, необходимых к применению английского языка в дальнейшем.

Игровой метод имеет огромный потенциал, который можно рассматривать как обучающий, так и психологический. Принимать участие в игре может абсолютно каждый ученик, вне зависимости от своих способностей и обширности знаний в языке.

Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть языковой барьер, который нередко является трудно преодолимой преградой. Ученик приобретает веру в собственные силы и желание учиться.

Запоминание лексики требует от учеников многократных тренировок с целью повторения конструкций. Игровые методы способствует облегчению аккумуляции лексики и её использования.

В любом возрасте введение игровых методов на уроке будет благотворно сказываться на психологическом состоянии группы.  

Для младших школьников игра может органично расширять представления ребенка об окружающем мире, ознакомить его с традициями страны изучаемого языка, а также дать возможность соотнести игры, в которые играют сверстники в стране изучаемого языка с теми играми, которые распространены в его окружении. Тем не менее, нужно помнить, что игра не может быть единственным способом получения знаний. Тем более что каждая игра преследует свои цели, и на каком-то этапе рамки игры могут ограничить коммуникативную возможность обучающихся.  

Хотелось бы обратить внимание на некоторые группы игр, которые мною постоянно применяются при работе с младшей и средней возрастной группой учащихся.

·       игры с предметами или их изображениями при необходимости введения новых лексических единиц, а также при тренировке таких понятий как цвет, форма, принадлежность

·       игры-рифмовки, игры-песни, которые подразумевают не только речевую, но и двигательную активность и своеобразный элемент театрализации, поскольку дети наряду речевой активностью, выполняют пантомиму  

·       подвижные игры, которые могут использоваться как для тренировки лексики, так и для тренировки грамматики, причём многие из игр данной категории сходны, либо являются переводом на английский язык популярных игр, которые дети хорошо знают на родном языке  

·       настольные игры, наиболее любимые детьми, предполагают развитие диалогических навыков, описание животных с использованием различных качественных прилагательных, тренировку в построении вопросов-ответов в настоящем продолженном времени, тренировку построения утвердительных или вопросительных предложений  в настоящем времени  Present simple в игре, развитие навыков чтения и тренировка монологического высказывания и т.д.

·       театрализация подходящих для этой цели частей видеоматериалов с целью активизации лексического запаса

·       компьютерные игры, как средство для тренировки лексики  и грамматики и т.д.

Для старших школьников игровые методы обучения не теряют своей значимости и актуальности, и связаны с особенностями эмоционального состояния и мироощущения подростков. В этом возрасте игра, которая может быть организована на уроке, важна с точки зрения содержательности, удовлетворения познавательных потребностей, а также ситуативности. В старшей школе, когда необходимо совершенствовать навыки чтения, монологического и диалогического высказывания, письменной речи и обязательно расширять активный словарный запас, трудно переоценить значение ролевой игры.

Ролевая игра представляет собой сочетание различных видов деятельности. С позиции учеников это игровой вид деятельности, и он может не восприниматься ими, как учебная ситуация, что может положительно сказываться для снятия напряженности при формировании речевых навыков. С точки зрения учителя, с одной стороны, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения коммуникации, в результате которой происходит тренировка речевых навыков учащихся, с другой стороны, как средство учебного характера, стимулирующее потребность общения на иностранном языке.  

Проведение ролевой игры является примером межличностного общения и стимулирует данное общение, является своеобразным зондом, который выявляет сильные или слабые стороны всех учащихся, принимающих участие в данном виде деятельности.  

Ролевая игра, вне сомнения, является мощным средством обучения, поскольку она моделирует различные ситуации, для которых необходим определенного рода выбор языковых средств, она тренирует навыки и умения при общении, то есть в ситуации, максимально приближенной к той, которая может возникнуть в жизни.  

Дополнительный положительный аспект, который даёт ролевая игра, заключается в том, что она имеет воспитательное значение.  Такие личностные качества как умение отстаивать свою позицию, поиск оптимальных решений, инициативность, находчивость, быстрота реакции и остроумие органично сочетаются при участии в ролевой игре.

Из сказанного выше можно с уверенностью утверждать, что использование игровых приёмов на уроке стимулирует ученика к получению и применению знаний.  Использование игровых приёмов повышает мотивацию к заинтересованности в занятиях по английскому языку.

Игра является активным средством пробуждения любознательности, а следовательно, она активизирует познавательную деятельность учеников.

Игра тесно связана с коммуникативным подходом в обучении английскому языку.

Набор игр настолько широк и разнообразен, что для любого возраста учащихся, темперамента, уровня владения лексикой и грамматикой несложно подобрать те или иные виды игр, которые будут отвечать поставленным учителем целям.

Для старшей школы при высоком уровне владения языком самыми результативными являются ролевые игры, поскольку наряду с тренировкой языковых навыков, осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению, создаются и реализуются ситуации, при которых уровень знаний повышается, стимулируется мотивация к изучению иностранного языка, создаются и проигрываются коммуникативные ситуации, которые могут встретиться в реальной жизни в дальнейшем.

Таким образом, активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых методов обучения.

 

Список литературы:

1.  Занько С.Т., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. – М.:  Логос, 1992, ч. 1.  

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы. – М.: Просвещение, 1978.

3. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006.

4. Игры – обучение,  тренинг, досуг Под ред. В.В. Петрусинского. –   В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991.

6. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

7. Elizabeth Claire ESL Teacher’s Activities Kit, Prentice Hall (1998-04).