Актуальность внеурочной деятельности в процессе преподавания иностранного языка

Дата публикации: 2019-03-09 14:01:02
Статью разместил(а):
Зуева Алёна Анатольевна

Актуальность внеурочной деятельности в процессе преподавания иностранного языка

Relevance of extracurricular activities in the process of teaching a foreign language

Автор: Зуева Алёна Анатольевна

МОУ "СОШ № 1", г. Богданович, Свердловская область, Россия.

e-mail: alyona24.09@mail.ru

Author: Zueva Alena Anatolyevna

Middle School № 1, city of  Bogdanovich, Sverdlovsk region, Russia

e-mail: alyona24.09@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья посвящена внеурочной деятельности как способа мотивации к изучению иностранного языка (английского). Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы без преувеличения можно назвать формирование мотивации учения в школьном возрасте.

Abstract: This article is devoted to extracurricular activities as a way of motivation to learn a foreign language (English). Every teacher wants to make their lesson interesting and exciting, to ensure that the developing cognitive interest of students, their creative mental activity. It is necessary to take into account the physiological and psychological characteristics of children and provide for such types of work that would relieve stress and fatigue. One of the Central and fundamental problems of modern school without exaggeration can be called the formation of motivation of teaching at school age. Key words: motivation, extracurricular activities.

 

Ключевые слова: мотивация, внеурочная деятельность.

Key words: motivation, extracurricular activities.

Тематическая рубрика: средняя школа, НПО, СПО.

 

В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Роль «иностранного языка» как предмета в условиях введения ФГОС возрастает. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.

Одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы без преувеличения можно назвать формирование мотивации учения в школьном возрасте. Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности [Маркова А. К. 1990: 96]. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. При формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо обращать внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем, учитывать особенности возраста.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей. На современном этапе изменилась роль, которая отводится иностранным языкам в рамках школы. Для реализации коммуникативной компетенции важна не только работа на уроке, но и вовлечение учащихся внеурочную деятельность. Вот почему внеурочная деятельность неразрывно связано с урочной.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка.  Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда, создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции.

Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, способствует расширению культурологического кругозора школьников. Кроме того развивает  творческую активность, эстетический вкус и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

Включение ученика в процесс внеурочной работы является одним из способов создания мотивации. Внеурочная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Своими увлекательными формами внеклассная работа создает определенный эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся.Внеурочная работа должна помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для школы".

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам занятий. Эффективность формирования коммуникативных навыков школьников определяют не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это становится возможным, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке.

 

Список литературы:

1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова // Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

2. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // –М.: ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23

3. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка [Текст] / М.М. Васильева // .– М.: Педагогика 1988. – с.131.

4. Новикова, Т.Г О технологии портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] // Пед. Диагностика. – 2006. - № 3. – С. 93.

5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В.Матюхина // – М., Педагогика, 1984. – с.144.