Проблемы с почерком в начальной школе

Дата публикации: 2019-03-10 19:44:42
Статью разместил(а):
Шалковская Ирина Олеговна

Проблемы с почерком в начальной школе

Problems with handwriting in elementary school

 

Автор: Ирина Олеговна Шалковская

ГБОУ "Основная общеобразовательная школа № 465 Колпинского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: irishka_mishka@bk.ru

Irina Olegovna Shalkovskaya

Middle School № 465, Saint Petersburg, Russia

e-mail: irishka_mishka@bk.ru

 

Аннотация: Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С.  Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться  устной речью».

Annotation: Literate writing consists of three components: the functional readiness of the child for school, socio-pedagogical - the nature of communication with adults, its game development in the preschool period, the attitude of the family to reading; the third aspect - psychological - that is, the level of motivation of the child to engage in writing, reading., to learning in General. L S.  Vygotsky wrote:"the Student who starts writing, not only does not feel the need for this speech function, but he is still in the highest degree vaguely imagines why this function is needed - because with peers and parents, he can use oral speech."

 

Ключевые слова: почерк, обучение, начальная школа.

Keywords: handwriting, learning, elementary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния и его психологического благополучия или неблагополучия!

Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки.

Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Причины «плохого» почерка:

Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.

Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ - нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».

У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает.

Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями.

Причины, влияющие на почерк, можно разделить на 3 группы:

1) физиологические – возраст;

2) психологические – уровень развития;

3) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза пишущего.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия (дисграфия – частичное расстройство процесса письма), которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга.

Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей. Вообще из них вырастают либо гении, либо не уверенные в собственных силах люди. Дисграфия – серьезная проблема, напрямую связанная с особенностями работы мозга.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много.

Личность формируется, во-первых, из врожденных, а во-вторых, из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк – лишь отражение этого комплекса. Любая личность может меняться как в сторону развития, так и в сторону деградации. И почерк следует за этими изменениями.

Родителям следует обратить серьезное внимание на подготовку детей дошкольного возраста к обучению письму и для развития мелкой моторики рук ребенка организовать ряд игр и упражнений.

С улучшением почерка в школе повышается грамотность.

Правильная поза для письма. Сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Правильное положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15° , что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Стоит уделять внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”. Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой. Ручка должна быть круглая. Там где ребенок держит ручку, должна быть резинка с пупырышками. Резинка не дает ручке скользить. Пупырышки стимулируют нервные окончания пальцев, а эти нервные окончания связаны с отделом мозга, который отвечает за развитие речи и моторики.

Так вот таким образом письмо будет стимулировать мозг и у ребенка будет быстрее формировать навык правильный. Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать.