Совместная работа психолога и учителя в адаптационный период первоклассника

Дата публикации: 2019-03-26 12:59:48
Статью разместил(а):
Попкова Елена Анатольевна

Совместная работа психолога и учителя в адаптационный период первоклассника

Joint work of a psychologist and a teacher in the adaptation period of a first-grader

Автор: Попкова Елена Анатольевна

МКОУ «СКОШ № 7», г. Мыски, Россия.

e-mail: popkovaea@mail.ru 

Popkova Elena Anatolyevna

Middle School № 7, Myski, Russia.

e-mail: popkovaea@mail.ru

 

Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть совместную работу педагога-психолога и учителя начальных классов в адаптационный период первоклассника. Автор раскрывает содержание понятия «готовность к обучению в школе». Особое внимание обращает на этапы организации адаптационного периода и направления деятельности педагогов и психологов. В статье предложен алгоритм работы в адаптационный период. Автор приходит к выводу, что совместная работа учителя, психолога и родителей способна предотвратить школьную дезадаптацию и ускорить адаптацию ребёнка к новой деятельности.

Abstract: The article aims to consider the joint work of the teacher-psychologist and primary school teacher in the adaptation period of a first-grader. The author reveals the content of the concept "readiness to study at school". Particular attention is paid to the stages of the organization of the adaptation period and the activities of teachers and psychologists. In the article the algorithm of work in the adaptation period is offered. The author comes to the conclusion that the joint work of teachers, psychologists and parents can prevent school maladjustment and accelerate the adaptation of the child to new activities.

Ключевые слова: психолог, учитель, адаптационный период, первоклассник.

Keywords: psychologist, teacher, adaptation period, first-grader.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Современным первоклассникам нелегко адаптироваться к школе. Результаты научных исследований и опыт педагогов говорят о том, что одна из серьезных проблем современной начальной школы - увеличивающееся количество детей, не адаптированных к школьной жизни.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребёнка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и учителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счёте,  благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Чтобы разъяснить все эти вопросы,  ещё до поступления детей в школу психолог, совместно с учителями первых классов,  проводит первое собрание для родителей будущих  первоклассников («Возрастные особенности детей 6-7  лет», «Психологическая готовность к школьному обучению» и др.).

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздраженность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость.

Это закономерные реакции организма ребёнка - изменение привычного образа жизни, которое постепенно проходит по мере привыкания к новым условиям.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависит от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребёнок к школе, тем труднее он привыкает к школьной жизни, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учёбе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

Цель работы психологов и педагогов с учащимися, переходящими из детского сада в школу, состоит: во-первых, в определении готовности ребенка к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия «готовность к обучению в школе»:

В качестве важного компонента готовности к школе выделяют такой уровень умственного развития, который предполагает наличие у ребёнка достаточного объёма знаний и представлений об окружающем мире, способность наблюдать, анализировать, понимать причинно-следственные связи, обобщать понятия, выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой. Иными словами, необходимо стимулировать познавательную активность, которая лежит в основе интересов и когнитивной деятельности.

В тесной связи с умственным находится речевое развитие ребенка. Часто родители под этим понимают только правильность произношения звуков, забывая о пополнении словарного запаса, развитии фонематического слуха, умения верно построить смысловую конструкцию. Особое внимание следует уделять тому, как ребёнок описывает, пересказывает. Большое значение имеет умственная работоспособность - умение сосредотачиваться на познавательной деятельности.

Но наиболее важные факторы готовности ребёнка к школе - эмоциональная и социальная зрелость: потребность в общении со сверстниками и способность подчинять своё поведение законам взаимодействия в группе.

Учителя начальной школы отмечают, что дети приходят из детского сада с низким уровнем развития речи, не отвечающим требованиям средней школы, слабым развитием навыков самостоятельной работы, стремлением работать на низком уровне сложности и т.п. Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их «взрослость».

Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, необходимо предусмотреть следующие этапы его организации:

Проведение адаптационных занятий педагогом-психологом. В адаптационные занятия включаются упражнения, способствующие созданию положительного эмоционального настроя в группе; сказкотерапия; подвижные игры с правилами, способствующие развитию умения контролировать себя. Подобранные и проводимые в определённой логике, игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, развить навыки познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыки адекватного социального поведения школьников.

В задачи адаптационных занятий входит:

1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

8. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Параллельно с адаптационными занятиями, с момента поступления ребёнка в школу, ведётся мониторинг умственного развития учащихся, используются психолого-диагностические методики, направленные на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии. Наибольший упор делается именно на первый класс, так как именно здесь закладываются все необходимые для успешного обучения предпосылки и формируются базовые навыки чтения, письма и счёта.

Диагностика,  с помощью такого комплекса методик, даёт возможность сделать достаточно точное заключение об уровне умственного развития каждого ребёнка, пришедшего обучаться в школу, о его готовности к обучению, наличии или отсутствии у него учебной мотивации. Эти знания помогают давать рекомендации педагогу в применении индивидуального подхода к каждому ученику, в адекватном применении всего арсенала педагогических подходов и приёмов.

К середине первого класса выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чуждыми или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе,  иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность может перейти в агрессию, озлобленность. Другим не дались отношения - со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться - уходить в себя, внутренне отворачиваться от других, нападать первому. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы и температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей.

Эти дети - дезадаптированные школьники. Во втором полугодии первого класса ведётся работа по выявлению группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. С ними проводятся коррекционно-развивающие занятия.

Деятельность педагогов и психолога разворачивается в этот период в следующих направлениях:

  • Психолого-диагностическая работа уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.
  • Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии сопровождения каждого ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.
  • Проведение просветительской и консультативной работы с родителями.
  • Организация педагогической и социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно вывести следующий алгоритм работы:

1. Собрание для родителей будущих первоклассников («Возрастные особенности детей 6-7  лет», «Психологическая готовность к школьному обучению» и др.).

2. Определение готовности ребёнка к обучению в новых условиях (начало сентября).

3. Посещение педагогом-психологом уроков с целью наблюдения за процессом адаптации.

4. Проведение адаптационных занятий педагогом-психологом.

5. Психолого-диагностическая работа уровня и содержания школьной адаптации первоклассников. Выявление обучающихся, испытывающих трудности в обучении, общении с педагогом и сверстниками, самочувствии (октябрь-ноябрь).

6. Разработка педагогом-психологом рекомендаций классному руководителю и родителям по выявленным проблемам.

7. Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики. Определение путей коррекционной работы (декабрь).

8. Проведение просветительской и консультативной работы с родителями по результатам диагностики адаптации.

9. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД.

10. Повторная диагностика адаптации (апрель-май).

11. Проведение психолого-педагогического консилиума. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. В случае необходимости направление на ТПМПК.

Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер и по своему содержанию и по своим формам. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, родителей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения, а также повысить интерес к учебной деятельности и к школе в целом.

 

Список литературы:

1. Возняк И.В., Узянова И.М. План работы педагога-психолога с будущими первоклассниками // Справочник педагога-психолога. 2012. №6. С.9-13.

2. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова [и др.]. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.352с.

3. Шкуричева Н.А. Методическая работа психолога с учителями первых классов в адаптационный период // Справочник педагога-психолога. 2012. №7. С.53-63.

4. Шкуричева Н.А. Совместная деятельность психолога и учителя по обучению первоклассников общению // Справочник педагога-психолога. 2012. №6. С.31-44.