Развитие грамматических навыков с помощью программного обеспечения для интерактивной доски
Развитие грамматических навыков с помощью программного обеспечения для интерактивной доски “Easiteach”
Grammatical sub-skills development with IWB software “Easiteach”
Автор: Терешкова Дарья Сергеевна
ГБОУ "Школа № 690", Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: dariatereshkova@mail.ru
Tereshkova Daria Sergeevna
School № 690, St.-Petersburg, Russia.
e-mail: dariatereshkova@mail.ru
Аннотация: В последнее время наблюдается широкий интерес к технологиям. Люди с трудом могут себе представить свою жизнь без современных технологий в настоящее время. Выйти из дома без мобильного телефона или mp3-плеера представляется невозможным. Ежедневно изобретаются новые технологии и улучшаются старые. Чтобы оставаться в курсе люди продолжают покупать новые гаджеты. Современные дети приходят в школу с большим количеством гаджетов, которые учитель видит впервые. В то время, несмотря на хорошее техническое оснащение, максимум, что может предложить учитель – простая презентация в редакторе Microsoft Power Point.
Abstract: Recently, there has been wide interest in technologies. People can hardly imagine their lives without modern technologies nowadays. It is almost impossible to go out without a mobile phone or an MP3 player. A new technology is being invented or an old one is being improved almost every day. To stay up-to-date people keep buying newer items. Modern children come to school with many gadgets, which teacher sees for the first time. Nevertheless, maximum, what a teacher can produce is a simple power point presentation in spite of good technical equipment.
Ключевые слова: ИКТ технологии, интерактивные доски, грамматика.
Key words: ICT technologies, interactive white boards, grammar.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Использование на уроках интерактивной доски не перестаёт доказывать, что обучение может быть не только познавательным, но и увлекательным, и интересным.
Мотивация учащихся к обучению растет на глазах. Интерактивное приложение «The Present Continuous tense for young learners» за счет сочетания игр и упражнений решает проблему перехода младших школьников от игровой деятельности к учебной. Приложение позволяет создать ситуацию успеха для каждого, даже для самого застенчивого учащегося. Использование интерактивного приложения «The Present Continuous tense for young learners» способствует развитию предметных и метапредметных УУД.
Среди предметных УУД можно выделить следующие: навык подстановки пропущенного вспомогательного глагола, отрицательной частицы или окончания, умение определять порядок слов в предложении, задавать вопросы и др. Среди метапредметных УУД можно выделить следующие:
- Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
- Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
- Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.
Показателем эффективности применения интерактивного приложения «The Present Continuous tense for young learners» является не только повышение интереса учащихся к обучению вообще и к английскому языку в частности, но и повышение успеваемости учащихся по теме.
Мной была проведена диагностика учащихся по теме «The Present Continuous tense». В качестве диагностического инструментария мной был взят грамматический тест и критерии оценивания для учащихся 2 класса по теме «The present continuous tense», разработанные методическим объединением учителей английского языка. Текст грамматического теста и критерии оценивания представлены в приложении 1. Мной была проведена диагностическая работа в двух группах учащихся вторых классов. В диагностики приняли участие 29 учащихся вторых классов: 15 учащихся 2 А класса и 14 учащихся 2 Б класса. Следует отметить, что принимали участие в диагностике лишь те учащиеся, чьи родители дали свое письменное согласие на участие в диагностировании. Чтобы обеспечить анонимность участники вместо имен использовали псевдонимы. Диагностическая работа была проведена с учетом всех этических норм и прав участников, которые могли отказаться и выйти из диагностирования в любой момент.
Диагностика проводилась в два этапа: входная диагностика, проводимая в начале изучения грамматического блока по теме «The Present Continuous tense», после нескольких ознакомительных уроков и итоговая диагностика, проводимая по завершению изучения грамматического времени «The Present Continuous tense». Цель входной диагностической работы заключалась в диагностировании степени сформированности грамматических навыков учащихся вторых классов по теме «The present continuous tense». Результаты входной диагностической работы представлены в таблицах 1,2 и диаграммах 1,2.
Таблица 1. Результаты входной диагностической работы учащихся 2 А класса:
Nick ученика |
№ 1 |
№2 |
Итого |
Оценка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
АртКС |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
2 |
БычМ |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
3 |
КрылД |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
2 |
ИваР |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
ИваАл |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
3 |
ЕмеД |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
ВаД |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
3 |
КазачА |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
МетК |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4 |
ХыдМ |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ИллеР |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
8 |
4 |
МитА |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
3 |
КрыжВ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
ДяФ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
3 |
АбрН |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
3 |
Таблица 2. Результаты входной диагностической работы учащихся 2 Б класса:
Nick ученика |
№ 1 |
№2 |
Итого |
Оценка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
РезЕ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ПалИ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ПучВ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
3 |
СамВ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
3 |
СергС |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
3 |
СолМ |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
СтрашА |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
3 |
ТерО |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ТолА |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
3 |
ТрапА |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
ЦветИ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
3 |
ШарД |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
ШушД |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4 |
ЯнкА |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
3 |
Цель серии уроков, проводившихся с использованием интерактивного приложения «The Рresent Сontinuous tense for young learners» заключалась в развитии грамматических навыков учащихся контрольной группы (2 А класса) по теме «The Рresent Сontinuous tense» с использованием разработанного приложения для интерактивной доски. В соответствии с рабочей программой тема «The Рresent Сontinuous tense» изучается в конце учебного года, на данную тему согласно программе отводится от 4 до 6 уроков. Изучение грамматики является достаточно сложным компонентом овладения иностранным языком для младших школьников. Выполнение грамматических упражнений представляется учащимся скучным, неинтересным занятием, в то время, как выполнение тех же упражнений в интерактивном формате привлекает учащихся. Следует упомянуть, что согласно методике раннего обучения, иностранному языку oбучение грамматике иностранного языка происходит в 4 этапа: представление грамматического материала в контексте, краткое объяснение с помощью визуальных средств, тренировка грамматических навыков, использование изученного грамматического материала в реальном общении. Необходимо отметить, что интерактивная доска ввиду технических особенностей не может в полной мере организовать реальное общение. С учащимися обеих групп было проведено 3 урока, посвященных изучению грамматической темы «The Present Continuous tense». В группе учащихся 2 «Б» класса изучение темы проходило с помощью всех разработок, входящих в состав УМК «Spotlight», в группе учащихся 2 «А» класса изучение темы проходило с использованием интерактивного приложения «The Present Continuous tense for young learners». Конспект одного из проведенных занятий с использованием приложения содержится в приложении 2.
Цель итоговой диагностической работы заключалась в определении эффективности применения приложения для интерактивной доски «The Present Continuous tense for young learners» для развития грамматических навыков младших школьников. Итоговая диагностическая работа проводилась также в двух группах учащихся вторых классов. В качестве диагностического инструментария был использован грамматический тест по теме «The present continuous tense». Текст грамматического теста и критерии оценивания представлены в приложении 1. Результаты итоговой диагностической работы представлены в таблицах 3,4 и диаграммах 3,4.
Таблица 3. Результаты итоговой диагностической работы учащихся 2 А класса.
Nick ученика |
№ 1 |
№2 |
Итого |
Оценка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
АртКС |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
5 |
3 |
БычМ |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
4 |
КрылД |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
3 |
ИваР |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ИваАл |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
4 |
ЕмеД |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
3 |
ВаД |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
3 |
КазачА |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
3 |
МетК |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
9 |
4 |
ХыдМ |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
3 |
ИллеР |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
11 |
5 |
МитА |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
3 |
КрыжВ |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
4 |
ДяФ |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
4 |
АбрН |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
3 |
Таблица 4. Результаты итоговой диагностической работы учащихся 2 Б класса.
Nick ученика |
№ 1 |
№2 |
Итого |
Оценка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
РезЕ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
3 |
ПалИ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
3 |
ПучВ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
3 |
СамВ |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
4 |
СергС |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
3 |
СолМ |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
СтрашА |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ТерО |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
3 |
ТолА |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
3 |
ТрапА |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
3 |
ЦветИ |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
6 |
3 |
ШарД |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ШушД |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
8 |
4 |
ЯнкА |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
7 |
3 |
Список литературы:
1. Иванова Л. Н. Обучение английскому языку младших школьников. Санкт-Петербург, СПб.: Книжный дом, 2011 г.
2. Мильруд Р. П. Методика обучения английскому языку. Москва, М.: Дрофа, 2005 г.
3. Руководство по эксплуатации интерактивных досок, Returnstar Interactive Technology Group Co., Ltd., 2013 г.
4. Chris Preston & Lee Mowbray Use of smart boards for teaching, learning and assessment in kindergarten science. Teaching science, volume 54, number 2, 50-53, 2008 г.
5. Schmid, Euline Cutrim, Whyte, Shona Teaching Languages with Technology (ed.). London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury, 2014 г.