Развитие грамматических навыков с помощью программного обеспечения для интерактивной доски

Дата публикации: 2019-04-14 16:46:25
Статью разместил(а):
Терешкова Дарья Сергеевна

Развитие грамматических навыков с помощью программного обеспечения для интерактивной доски “Easiteach

Grammatical sub-skills development with IWB software “Easiteach”

 

Автор: Терешкова Дарья Сергеевна

ГБОУ "Школа № 690", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: dariatereshkova@mail.ru

Tereshkova Daria Sergeevna

School № 690, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: dariatereshkova@mail.ru 

 

Аннотация: В последнее время наблюдается широкий интерес к технологиям. Люди с трудом могут себе представить свою жизнь без современных технологий в настоящее время. Выйти из дома без мобильного телефона или mp3-плеера представляется невозможным. Ежедневно изобретаются новые технологии и улучшаются старые. Чтобы оставаться в курсе люди продолжают покупать новые гаджеты. Современные дети приходят в школу с большим количеством гаджетов, которые учитель видит впервые. В то время, несмотря на хорошее техническое оснащение, максимум, что может предложить учитель – простая презентация в редакторе Microsoft Power Point.

Abstract: Recently, there has been wide interest in technologies. People can hardly imagine their lives without modern technologies nowadays.  It is almost impossible to go out without a mobile phone or an MP3 player. A new technology is being invented or an old one is being improved almost every day. To stay up-to-date people keep buying newer items. Modern children come to school with many gadgets, which teacher sees for the first time. Nevertheless, maximum, what a teacher can produce is a simple power point presentation in spite of good technical equipment.

Ключевые слова: ИКТ технологии, интерактивные доски, грамматика.

Key words: ICT technologies, interactive white boards, grammar.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Использование на уроках интерактивной доски не перестаёт доказывать, что обучение может быть не только познавательным, но и увлекательным, и интересным.

Мотивация учащихся к обучению растет на глазах. Интерактивное приложение «The Present Continuous tense for young learners» за счет сочетания игр и упражнений решает проблему перехода младших школьников от игровой деятельности к учебной. Приложение позволяет создать ситуацию успеха для каждого, даже для самого застенчивого учащегося. Использование интерактивного приложения «The Present Continuous tense for young learners» способствует развитию предметных и метапредметных УУД.

Среди предметных УУД можно выделить следующие: навык подстановки пропущенного вспомогательного глагола, отрицательной частицы или окончания, умение определять порядок слов в предложении, задавать вопросы и др. Среди метапредметных УУД можно выделить следующие:

- Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

- Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

- Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Показателем эффективности применения интерактивного приложения «The Present Continuous tense for young learners» является не только повышение интереса учащихся к обучению вообще и к английскому языку в частности, но и повышение успеваемости учащихся по теме.

Мной была проведена диагностика учащихся по теме «The Present Continuous tense». В качестве диагностического инструментария мной был взят грамматический тест и критерии оценивания для учащихся 2 класса по теме «The present continuous tense», разработанные методическим объединением учителей английского языка. Текст грамматического теста и критерии оценивания представлены в приложении 1. Мной была проведена диагностическая работа в двух группах учащихся вторых классов. В диагностики приняли участие 29 учащихся вторых классов: 15 учащихся 2 А класса и 14 учащихся 2 Б класса. Следует отметить, что принимали участие в диагностике лишь те учащиеся, чьи родители дали свое письменное согласие на участие в диагностировании. Чтобы обеспечить анонимность участники вместо имен использовали псевдонимы. Диагностическая работа была проведена с учетом всех этических норм и прав участников, которые могли отказаться и выйти из диагностирования в любой момент.

Диагностика проводилась в два этапа: входная диагностика, проводимая в начале изучения грамматического блока по теме «The Present Continuous tense», после нескольких ознакомительных уроков и итоговая диагностика, проводимая по завершению изучения грамматического времени «The Present Continuous tense». Цель входной диагностической работы заключалась в диагностировании степени сформированности грамматических навыков учащихся вторых классов по теме «The present continuous tense». Результаты входной диагностической работы представлены в таблицах 1,2 и диаграммах 1,2.

Таблица 1. Результаты входной диагностической работы учащихся 2 А класса:

Nick ученика

№ 1

№2

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

   

АртКС

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

3

2

БычМ

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

4

3

КрылД

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

3

2

ИваР

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

2

2

ИваАл

1

0

0

0

1

1

0

0

0

1

4

3

ЕмеД

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2

2

ВаД

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

4

3

КазачА

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

3

2

МетК

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

7

4

ХыдМ

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

3

2

ИллеР

1

1

0

0

1

1

0

1

2

1

8

4

МитА

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

5

3

КрыжВ

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

2

ДяФ

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

5

3

АбрН

1

1

0

0

1

0

0

0

1

1

5

3

Таблица 2. Результаты входной диагностической работы учащихся 2 Б класса:

Nick ученика

№ 1

№2

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

   

РезЕ

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

3

2

ПалИ

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

3

2

ПучВ

1

0

0

0

1

0

0

0

1

1

4

3

СамВ

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

5

3

СергС

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

5

3

СолМ

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

3

2

СтрашА

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

4

3

ТерО

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

3

2

ТолА

0

0

0

0

1

1

0

1

0

1

4

3

ТрапА

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

2

2

ЦветИ

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

5

3

ШарД

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

2

2

ШушД

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

7

4

ЯнкА

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

5

3

Цель серии уроков, проводившихся с использованием интерактивного приложения «The Рresent Сontinuous tense for young learners» заключалась в развитии грамматических навыков учащихся контрольной группы (2 А класса) по теме «The Рresent Сontinuous tense» с использованием разработанного приложения для интерактивной доски. В соответствии с рабочей программой тема «The Рresent Сontinuous tense» изучается в конце учебного года, на данную тему согласно программе отводится от 4 до 6 уроков. Изучение грамматики является достаточно сложным компонентом овладения иностранным языком для младших школьников. Выполнение грамматических упражнений представляется учащимся скучным, неинтересным занятием, в то время, как выполнение тех же упражнений в интерактивном формате привлекает учащихся. Следует упомянуть, что согласно методике раннего обучения, иностранному языку oбучение грамматике иностранного языка происходит в 4 этапа: представление грамматического материала в контексте, краткое объяснение с помощью визуальных средств, тренировка грамматических навыков, использование изученного грамматического материала в реальном общении. Необходимо отметить, что интерактивная доска ввиду технических особенностей не может в полной мере организовать реальное общение. С учащимися обеих групп было проведено 3 урока, посвященных изучению грамматической темы «The Present Continuous tense». В группе учащихся 2 «Б» класса изучение темы проходило с помощью всех разработок, входящих в состав УМК «Spotlight», в группе учащихся 2 «А» класса изучение темы проходило с использованием интерактивного приложения «The Present Continuous tense for young learners». Конспект одного из проведенных занятий с использованием приложения содержится в приложении 2.

Цель итоговой диагностической работы заключалась в определении эффективности применения приложения для интерактивной доски «The Present Continuous tense for young learners» для развития грамматических навыков младших школьников. Итоговая диагностическая работа проводилась также в двух группах учащихся вторых классов. В качестве диагностического инструментария был использован грамматический тест по теме «The present continuous tense». Текст грамматического теста и критерии оценивания представлены в приложении 1. Результаты итоговой диагностической работы представлены в таблицах 3,4 и диаграммах 3,4.

Таблица 3. Результаты итоговой диагностической работы учащихся 2 А класса.

Nick ученика

№ 1

№2

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

   

АртКС

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

5

3

БычМ

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

8

4

КрылД

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

6

3

ИваР

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

3

2

ИваАл

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

8

4

ЕмеД

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

7

3

ВаД

1

1

0

0

1

1

0

0

1

0

5

3

КазачА

1

1

1

0

1

1

0

1

0

1

7

3

МетК

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

9

4

ХыдМ

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

6

3

ИллеР

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

11

5

МитА

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

6

3

КрыжВ

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

8

4

ДяФ

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

8

4

АбрН

1

1

1

0

1

0

0

0

1

1

6

3

Таблица 4. Результаты итоговой диагностической работы учащихся 2 Б класса.

Nick ученика

№ 1

№2

Итого

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

   

РезЕ

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

5

3

ПалИ

1

0

0

0

1

0

0

0

1

1

4

3

ПучВ

1

0

0

0

1

0

0

0

1

1

4

3

СамВ

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

8

4

СергС

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

5

3

СолМ

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

3

2

СтрашА

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

3

2

ТерО

1

0

1

1

1

0

0

0

1

1

6

3

ТолА

1

1

0

0

1

0

0

0

1

1

5

3

ТрапА

1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

4

3

ЦветИ

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

6

3

ШарД

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

3

2

ШушД

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

8

4

ЯнкА

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

7

3

 

Список литературы:

1. Иванова Л. Н. Обучение английскому языку младших школьников. Санкт-Петербург, СПб.: Книжный дом, 2011 г.

2. Мильруд Р. П. Методика обучения английскому языку. Москва, М.: Дрофа, 2005 г.

3. Руководство по эксплуатации интерактивных досок, Returnstar Interactive Technology Group Co., Ltd., 2013 г.

4. Chris Preston & Lee Mowbray Use of smart boards for teaching, learning and assessment in kindergarten science. Teaching science, volume 54, number 2, 50-53, 2008 г.

5. Schmid, Euline Cutrim, Whyte, Shona  Teaching Languages with Technology (ed.). London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury, 2014 г.