Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности формирование коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Дата публикации: 2019-04-23 12:28:49
Статью разместил(а):
Герасимова Ольга Ивановна

Особенности формирование коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Development of communication skills in primary school children with mild mental retardation

 

Авторы:

Селиванова Татьяна Андреевна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия.

e-mail: kostocka21@rambler.ru

Selivanova Tatyana Andreevna

Perm state humanitarian-pedagogical University, Perm, Russia/

e-mail: kostocka21@rambler.ru

Герасимова Ольга Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия.

e-mail: kostocka21@rambler.ru

Gerasimova Olga Ivanovna

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of speech therapy and communication technologies Perm state humanitarian pedagogical University, Perm, Russia.

e-mail: kostocka21@rambler.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости по развитию коммуникативных навыков с использованием игровых ситуативных практик. Приведены результаты анализа педагогической и специальной литературы по проблеме использования игровых ситуативных практик в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Abstract: The article deals with the organization of the special classes for primary school children with mild mental retardation to develop their communication skills using game situational practices. This paper introduces the analysis of pedagogical and special literature on the use of game situational practices in working with children of primary school age with mild mental retardation.

Ключевые слова: коммуникация, умственная отсталость, общение, навык, коммуникативные навыки.

Key words: communication, mental retardation, communication, skill, communication skills.

Тематическая рубрика: Начальгая школа.

 

Каждый человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в определенных отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения (коммуникации) человек может понимать себя и других людей, оценивать чувства и действия. Кроме того, с помощью процесса коммуникации человек реализует себя и свои возможности.

Коммуникация – механизм, обеспечивающий «существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». [4, 11 с.]

Безусловно, коммуникация стала важнейшим условием формирования личности. Лев Семенович Выготский говорил о том, что коммуникация – важнейший вид деятельности человека. Психолог полагал, что развитие человеческой психики возможно лишь в совместной деятельности человека и общении. [5, 74 с.]

Важно понимать, что любое нарушение в сфере общения сказывается на развитии личности. В детском возрасте это может привести к искажению представления детей о себе, к затруднению осознания ребенком себя как личности, что ведет к трудностям в межличностных отношениях.

Но простейшие навыки коммуникация могут стать большим препятствием на пути к формированию личности, особенно в тех случаях, когда речь идет о детях с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. [1, 5 с.]

Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, если он может попросить о помощи и отреагировать на слова говорящих с ним людей, то он сможет войти в большой мир. Способность вступать в коммуникацию будет средством, помогающим ребенку адаптироваться к окружающему его миру, жить в нем. У детей с легкой степенью умственной отсталостью нарушения коммуникативных действий заметны уже на первом году жизни. При умственной отсталости ведущей недостаточностью является познавательная деятельность и, что особенно важно, стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов [8, 44 с.]

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. [1, 8 с.]

Важно понимать, что в коммуникации важно всегда важно учитывать позицию собеседника или партнера по деятельности.  [2, 89 с.] Но, если наблюдать детей с нарушениями интеллекта, что мы заметим их малообщительность. Так В.Г. Петрова отмечала, что дети с нарушениями интеллекта редко разговаривают и что даже в процессе игры они не ведут беседы и обсуждения, а предпочитают изъясняться отдельными словами, побуждающими к определенным действиям.  [6, 88 с.]

 В ряде случаев школьники с легкой степенью умственной отсталости заменяют словесный ответ какими-либо жестами, кивком головы или другими движениями. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью с другими детьми и со взрослыми не только ограничено, но и протекает без должной активности [6, 90 с.]. Важно учитывать, что речь детей, имеющих интеллектуальные нарушения априори развивается на патологической основе. Вместе с недоразвитием таких психических функций, как:

  1. общее моторное недоразвитие,
  2. недостаточная координация движений органов артикуляции,
  3. недоразвитие фонематического слуха;

у таких детей отмечается замедленный темп в овладении речью и сложность в формировании умения произносить.

У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается скованность в общении, которую можно объяснить низким уровнем развития действий, направленных на передачу сообщения. Но важно и то, что зачастую ребенок стесняется начинать разговор: он не умеет вести беседу, не может понять высказывание, обращенное к нему. Можно сказать, что дети с легкой умственной отсталостью не могут в достаточной мере понять то, о чем их спрашивают. Поэтому в большинстве случаях они предпочитают молчать. Реже они отвечают неверно или повторяют часть заданного вопроса. Препятствием в коммуникации являются и скудные представления детей об окружающем мире.

Необходимо упомянуть, что для полноценной коммуникации дети с интеллектуальными нарушениями почти не используют и невербальные средства общения. Мимика и жесты таких детей вялые, однообразные. [10, 163 с.]

Еще одним препятствием в коммуникации младших школьников с умственной отсталость является излишняя отвлекаемость. Таким детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии посторонних зрительных и слуховых раздражителей, которые служат большим раздражителем. Обучающиеся забывают, о чем они только что говорили и перестают слушать собеседника.

Подвергаются недоразвитию и коммуникативные действия.  Например, так происходит с кооперацией [1]. Дело в том, что на бессознательном уровне дети с легкой умственной отсталостью в младшей школе не преодолевают эгоцентрической позиции, т.е. они могут свое мнение приписать другому человеку. Это происходит на бессознательном уровне, поэтому обычно они придерживаются той точки зрения, которая отражает только их мнение, следовательно, дети не научаются сотрудничать и кооперироваться, так как не смогут согласовать друг с другом общий план действий.  В целом, коммуникативно-речевое действие сложно поддается формированию в силу интеллектуальных нарушений, потому что каждому из участников в процессе коммуникации приходится несколько раз менять позицию: с позиции говорящего на позицию слушающего. А детям с легкой умственной отсталостью не умеют переключать эти позиции.   [7, 96 с.].   Коммуникация является так же условием интериоризации [2]. Общение рассматривается как один из основных условий развития ребенка. Слово становится средством общения и становлением интеллектуального сознания. Ребенок должен быстро и неоднократно изменять свою речевую деятельность. Замедленные реакции на воздействия, которые характерны для детей с нарушением интеллекта, усложняют аналогичные переходы. [7, 98 с.].

Если брать за основу положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностях нормального и аномального развития, то можно сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью происходит по тем же законам, которые определяют развитие типично развивающегося ребенка [3, 65 с.]

Нарушения интеллекта, особенности поведения и развития умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания процесса формирования коммуникативных навыков и необходимость его специальной организации.

Такими методами развития коммуникативных навыков могут являться ролевые игры, создание речевых ситуаций, рисование картин. При формировании полноценной речи у учащихся с нарушением интеллекта, одной из самых важных проблем является овладение лексической основой языка. В современной специальной литературе вопросы развития речи школьников с проблемами интеллектуального развития рассматривались в работах А.Г. Зикеева, В.Г. Петровой, Р.И. Лалаевой, А.К. Аксеновой и других в основном в плане общих рекомендаций по развитию речи на уроках русского языка, уроках развития речи.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. [1, 9 с.]

 

Список литературы:

1. Адаптивная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

3. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2011. – 167 с.

4. Василик М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования  /Под ред. Щербакова В. И. – Национальное образование, 2016. – 368 с.

6. Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта. / И. А. Емельянова // Образование и наука. 2008. №1. С. 87–94с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. / А. А. Леонтьев. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Смысл, 2009. – 365 с.

8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии, - М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

9. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010, – Ч. 1. – 304 с.

10. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. –– М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с. Статья: Ефремова Ю.М. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

[1] «Коммуникация как кооперация – действия, направленные на кооперацию, сотрудничество». [2. 121 с.]

[2] Интериоризация – коммуникативно-речевых действий, которые служат средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. [2, 123 с.]

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN