Современные средства ИКТ как способ организации учебного процесса

Дата публикации: 2019-04-26 17:18:01
Статью разместил(а):
Качура Галина Владимировна

Современные средства ИКТ как способ организации учебного процесса

Modern ICT tools as a way of organizing the educational process

 

Автор: Качура Галина Владимировна

МАОУ «Гимназия № 12», г. Новосибирск, Россия.

e-mail: kgv555@mail.ru

Kachura Galina Vladimirovna

Gymnasium No. 12, Novosibirsk, Russia.

e-mail: kgv555@mail.ru

 

Аннотация:  Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Технические средства становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Использование средств ИКТ на уроке позволит учителю значительно повысить эффективность учебного процесса.

Abstract: The development of modern society is inextricably linked with scientific and technological progress. Technical tools are becoming an integral part of our lives. Using ICT tools in a lesson will allow the teacher to significantly increase the efficiency of the learning process.

 

Ключевые слова: учебный процесс, средства ИКТ, учащиеся, урок.

Keywords: educational process, ICT tools, students, lesson.

Тематическая рубрика: начальная школа. 

 

Современные дети живут в эпоху информатизации. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  Особую ценность в связи с этим приобретают такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, умение учиться.  Именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор  компетенций», станут ли они полноценными гражданами или же окажутся  неприспособленными к жизни в обществе. Это обуславливает ориентацию современного образования на раскрытие способностей каждого, даже самого маленького человека, начинающего первые шаги в обучении.

 Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Именно поэтому сегодня становится важным эффективное использование в школе информационных и коммуникационных технологий. Применение  средств ИКТ на уроке создает условия для активизации работы школьника, повышение его мотивации к учебной деятельности. А учителю: использование компьютера и интерактивной доски позволяет существенно повысить наглядность учебного процесса, что в свою очередь позволяет вести обучение с учетом возрастных особенностей младших школьников. 

Подключение к сети Интернета даёт возможность учителю проводить виртуальные экскурсии в музеи и на природу.

Использование коллекции ЛАТ, «Средство записи интерактивной доски» дают возможность учителю организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся новые знания «открывали»  сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, становились маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. 

Документ-камера помогает учителю развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Устанавливать причинно- следственные  связи , зависимости между объектами, их отношение в пространстве.

Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Чтобы этот процесс проходил эффективно и в психологически комфортной обстановке, на помощь учителю приходит система голосования SMART SENTEO. 

Работа в среде Smart и ПервоРобот LEGO® WeDo™ Лого позволяет  учителю осуществлять интегрированный подход к обучению, т.е  объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: развитие речи, чтение, рисование,  математику, окружающий мир.  Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая, обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией. Занятия развивают познавательные способности учащихся, логическое и творческое мышление.  

На уроках математики, окружающего мира при помощи компьютера и моделей конструктора можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью   конструктора LEGO WeDo. 

Конечно, использование, всех вышеперечисленных средств обучения не могут заменить на уроке учителя, и не могут стать единственным средством обучения, но  их использование может и должно быть существенной помощью в образовательном процессе, как для учителя, так и для ученика.

Ни для кого не секрет, что обучение будет гораздо успешнее, если ребёнку на уроке будет интересно. Поэтому современный урок невозможно провести без средств ИКТ. Средства ИКТ  способствуют повышению уровня наглядности и усвоения знаний, усилению эффективности преподавания. Это позволяет  учителю более рационально и экономно использовать время и распределить силы учащихся. Школьники при помощи компьютера получают массу интересной и необходимой информации, создают управляемые модели, работают с алгоритмами и схемами.