Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Критериальное оценивание в предметной области «Литературное чтение»

Дата публикации: 2019-05-08 01:19:47
Статью разместил(а):
Шемякина Эльвира Ульфатовна

Критериальное оценивание в предметной области «Литературное чтение»

Criteria evaluation in the subject area "Literary reading»

 

Автор: Шемякина Эльвира Ульфатовна

ГБОУ "ИРО" Краснодарского края, г. Краснодар, Россия

e-mail: shemyakin1603@gmail.com

Shemyakina Elvira Ulfatovna

Krasnodar, Russia

e-mail: shemyakin1603@gmail.com

 

Процесс оценивания устных ответов обучающихся, например, выразительного чтения прозаического текста или стихотворения, различных видов пересказов или развернутых ответов на вопрос учителя часто вызывает непонимание между учителем, учеником и его родителями. За что поставлена та или иная отметка? Что включало в себя оценивание? Что удалось, а над чем еще поработать? Часто учителю не хватает времени на аргументацию того, что именно в работе ребенка не позволило ему получить более высокий балл. Оценка сообщается как окончательный результат. При таком подходе возникает ряд проблем:

  1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося;
  2. Ученик часто недоволен отметкой;
  3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват, что негативно сказывается на воспитании детей и партнерском взаимодействии семьи и школы [4].

Решить такие проблемы во многом помогает критериальное самооценивание.

Критерии оценивания и алгоритм выставления оценки должны быть заранее известны и педагогу, и ученикам, и вырабатываться ими совместно. Основными критериями оценивания должны выступать ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Работа над выразительностью речи в начальной школе включает в себя знакомство с такими ее понятиями, как:

  • мелодика речи - повышение и понижение голоса;
  • интенсивность речи - сила и слабость произнесения;
  • темп - длительность звуков, продолжительность пауз;
  • тембр – т.е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки или определяющий основной тон высказывания - веселый, грустный, сухой, взволнованный и т.д.:
  • различные виды ударения (фразовое, логическое, эмоциональное) [3]
  • использование мимики, жестов, сопровождающих речь.

Критерии для оценивания устных ответов (чтения вслух, чтения наизусть, пересказа текста) необходимо формулировать так, чтобы они были максимально понятны обучающимся, максимально конкретны, показатели их достижения не должны вызывать разночтений и быть очевидны. В зависимости от индивидуальных особенностей учеников в классе будут подбираться критерии, помогающие детям совершенствовать произносительные навыки, и, соответственно, выразительную речь.

Вводить критерии для оценивания необходимо на первом этапе урока, обязательно используя общее обсуждение. После того, как критерии определены, имеет смысл определиться с балльной шкалой. В первом классе целесообразно использовать шкалу «Да/нет» для определения показателя. Если критерий присутствует, это «Да». Сколько «Да», столько и баллов. Во 2-4 классах необходимо на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которому она будет определяться.

Критерии обязательно записываются на доске в виде знаково-символической формы (для экономии времени). Визуализация помогает запоминанию.

Удобнее остановиться на пяти критериях, что соответствует 5-балльной системе оценивания, принятой в школе. В первом классе безотметочное обучение, но это не значит, что отсутствует словесная оценка.

При первом оценивании ответов по критериям учитель учит обучающихся использовать процесс оценивания для понимания степени достижения результата, фиксируя внимание на каждом критерии: «Автора назвал, название произнес, читал громко, паузы на месте, интонация соответствует». После нескольких примеров к взаимооцениванию можно привлекать учеников, которые также, перечисляя наличие или отсутствие критерия, оценивают работу друг друга. Опыт показывает, что обучающиеся быстро понимают, что соблюдение критериев при подготовке задания гарантирует его успешное выполнение, повышает мотивацию детей и их самоорганизацию.

Например, выразительное чтение стихотворения может требовать таких критериев:

  1. Произнесено полное имя автора
  2. Произнесено название
  3. Чтение громкое.
  4. Паузы соблюдаются.
  5. Интонация присутствует.

При чтении стихотворения наизусть критерии могут быть такими:

  1. Автор, название.
  2. Точное знание текста.
  3. Чтение громкое, слова проговариваются до конца четко.
  4. Соблюдение пауз.
  5. Соответствие интонации.

При этом критерии могут меняться, детализироваться, например, можно добавить критерии:

  • Соблюдение знаков препинания;
  • Передача голосом настроения стихотворения;
  • Повышение-понижение голоса;
  • Использование жестов и мимики;
  • Изображение голосом характеров героев;
  • Использование темпа;
  • Соблюдение ударения;
  • Орфоэпическое произношение и т.д.

Критерии отзыва на прочитанное.

1. Назвать автора.
2. Сказать название.
3. Рассказать сюжет (не больше 5-7 предложений)
4. Выразить свое личное отношение к прочитанному: "Мне понравилась сказка, потому что..", или "Особенно мне понравился момент...", или "Когда я читал (слушал) сказку, я переживал...", или "Мне хотелось бы быть похожим на..., потому что ...", или "Я бы хотел подружиться с ..., потому что..."
5. Устное выступление должно длиться от 1 до 2 минут. 

Задание «Пересказ текста» включает в себя следующие критерии, которые можно разделить на две группы – относящиеся к логике изложения и относящиеся к произносительной культуре речи:

  • Автор, название;
  • Ключевые события присутствуют;
  • Изложение последовательное;
  • Использованы авторские слова и выражения;
  • Речь внятная, все слова произносятся четко;
  • Ударение в словах правильное;
  • Орфоэпическое произношение соблюдается;
  • Тембр и тон голоса используется и т.д.

Эффективным вспомогательным средством в освоении произносительных навыков обучающимися могут стать современные гаджеты с функцией звукозаписи. В собственной речи, услышанной как бы со стороны, ученику легче обнаружить собственные артикуляционные и орфоэпические недочеты, услышать нарушенную логику изложения при пересказе. Соответственно, появляется желание выполнить работу лучше, а значит, повышается мотивация к учению, к саморазвитию. Наличие четких критериев помогают оценить свою работу и понять, что получается хорошо, а что можно улучшить.

Использование мессенджеров (Whatsap, Viber), позволяющих передавать голосовые сообщения и видеозапись, дает возможность учителю и ученикам послушать и оценить работу каждого. Для этого при желании учитель может создать отдельную группу класса для публикации творческих устных ответов учеников. При большой наполняемости класса использование мессенджера позволяет опросить всех учеников и способствует развитию навыка выразительного чтения и устной речи.

Используя четкие и прозрачные критерии для оценивания устных ответов, привлекая к их разработке учащихся, учитель создает условия для успешного включения обучающихся в учебную деятельность и становления учебной самостоятельности.

 

Список литературы:

  1. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  2. Новые формы оценивания/М.А.Пинская, И.М. Улановская.- М.: Просвещение, 2014. – 80 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN