Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

Дата публикации: 2019-06-28 15:43:53
Статью разместил(а):
Бакушкина Евгения Олеговна

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

The impact of training activities on the self-esteem of junior high school students

 

Автор: Бакушкина Евгения Олеговна

Студентка магистратуры социально-педагогического института, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Россия.

e-mail: kasper.14@mail.ru

Bakushkina Yevgeniya Olegovna

A graduate student socio-pedagogical Institute, Moscow State Agrarian University, Michurinsk, Russia.

e-mail: kasper.14@mail.ru 

 

Аннотация: В статье раскрывается связь успешности в учебной деятельности и самооценки школьников. Главным для ребенка является объективная оценка его возможностей, уверенность в собственных силах. Педагог должен уметь грамотно формировать самооценку обучающегося, помогать поверить в свои силы, и поддерживать детей в стремлении обучаться. 

Annotation: The article reveals the relationship of success in educational activities and self-esteem of schoolchildren. The main thing for the child is an objective assessment of its capabilities, self-reliance. The teacher must be able to competently form a student's self-esteem, help to believe in his own strength, and support children in their desire to learn.

Ключевые слова: самооценка, адаптация, уверенность, самовосприятие, саморазвитие, успешность учебной деятельности.

Keywords: self-assessment, adaptation, confidence, self-perception, self-development, success of learning activities.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Адаптация детей к школьному обучению находится в зависимости от уровня и характера их самооценки, от переживаний, ждущих их в школе, от отношений к ним значимых взрослых, которые станут важным фактором дальнейшего формирования самооценки. В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности, которая выступает в качестве ведущей.

Одни дети с уверенностью переступают порог школы, другие, наоборот, сомневаются в собственных возможностях.  Представления о своей ценности, сложившиеся у ребенка к этому возрасту, вызывает у него целый ряд ожиданий, связанных с учебой и школой. Учитель должен обеспечить ребенку такой путь к усвоению знаний, который не наносил бы вреда его самооценке.  По отношению к детям с негативными представлениями о себе, цель учителя заключается в том, чтобы изменить эти представления и привить им ощущение собственной ценности, компетентности и значимости.

Для мальчиков поступление в школу становится событием психологически более тяжелым, чем для девочек. Это связано, во-первых, с тем, что девочки обычно взрослеют раньше. Во-вторых, решающее большинство учителей начальных классов – женщины. Наконец, девочки, скорее всего благодаря своему более быстрому развитию, в целом, лучше успевают в решении различных учебных задач. Поэтому мальчикам на первых порах встречаются более серьезные проблемы, и из-за этого им тяжелее развивать положительную самооценку. 

Отрицательная оценка своих учебных способностей увеличивает возможность формирования у ученика общей отрицательной самооценки. Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-либо метод, чтобы понизить влияние слабой успеваемости на самооценку. У всех детей есть свои сильные стороны, свои позитивные качества, благодаря которым может быть сформирована положительная самооценка.

Успех служит для учеников с положительной самооценкой подкреплением, мотивирует их деятельность. Дети, не уверенные в своих учебных способностях, обычно учатся плохо. И, наоборот, дети, которые обладают более высокой самооценкой и положительным отношением к себе, по обыкновению учатся гораздо лучше. Уровень притязаний формируется от влияния удач и неудач в предыдущей деятельности. Те, кто частенько терпят неудачу, ожидают и в дальнейшем неудачу, и, наоборот, удача в предшествующих действиях предрасполагает к ожиданию удачи и дальше.

Оценка педагога является для младших школьников основной мотивацией   его усилий. Успехи, отмеченные «пятерками», повышают его самооценку. Школьника хвалят за эти оценки дома, учительница отмечает его среди лучших учеников, выделяет среди товарищей. Если же ребенок получает «тройки» или «двойки» и слышит постоянно, как учитель сравнивает его с более сильными одноклассниками, то он постоянно убеждается в своей неполноценности. Таким образом, низкая самооценка зачастую непроизвольно культивируется учителями. Известно, что интерес и желание учиться в данном классе у ребенка снижается, и уменьшает и без того его слабые успехи. Это увеличивает негативное отношение слабого ученика к учебной деятельности, в свою очередь, еще больше снижает уровень его достижений, а вместе с тем и уровень его притязаний.

Гораздо умнее и правильнее поступают те учителя, которые находят в слабом, иногда робком, неуверенном в себе ученике какую-то положительную черту, способность, умение.

Для достижения успеха в школе, ученикам необходимо обладать немалой уверенностью в себе и в своих силах. Нехватка подобной уверенности легко приводит к апатии, к утверждению зависимого положения, пессимизму. В итоге множество школьников на уроках всегда чаще всего готовы к худшему, бояться сказать или сделать что-то не так. Ученики, которые оценивают себя высоко, убеждены в положительном отношении к ним окружающих людей. Те же, которые сомневаются в своей значимости, живут в непрерывном ожидании провала.

Во многих исследованиях убедительно показано, что плохое поведение на уроках характерно, в основном, для школьников с низким мнением о своих учебных способностях. Перед учителем всегда стоят две связанные между собой задачи: во-первых, помочь детям понять, как они могут и должны учиться, а во-вторых, убедить их в собственной ценности и адекватности, в наличии потенциальных способностей.

Ожидания учителя оказывают воздействие на школьника в том случае, если он воспринимает учителя как значимого человека. В реакциях учителя на ответы учащихся на уроке всегда присутствуют похвала и критика. По отношению к неуспевающим учащимся есть два типа реакции учителя. Некоторые учителя готовы хвалить любой ответ отстающего ученика, невзирая на его точность. Второй тип реакции – преувеличенная критика, которая проявляется в том, что учитель реже и менее энергично хвалит правильные ответы отстающих учеников, чем ответы успевающих, или просто игнорирует их. Отстающих школьников учителя критикует значительно чаще и более в резкой форме, чем их успевающих одноклассников. Учитель сможет большего добиться от учащегося и лучше поможет ему в плане саморазвития, если будет поддерживать, воодушевлять его, а не относиться к нему негативно и критически.

Ребенок не воспринимает информацию, исходящую от тех взрослых, которым он не доверяет, или которые отталкивают его своим поведением; но информацию от взрослых, которые внутренне готовы принять его, он впитывает со всей готовностью. Если учитель предполагает, что данный ученик будет учиться плохо, он чаще всего получает возможность убедиться в своей правоте.

Важным способам выражения ожидания учителя является вербальная коммуникация. Здесь особое значение имеет содержание, частота и продолжительность контактов учителя с отдельными школьниками.   

Невербальная коммуникация также позволяет учителю вольно или невольно проявлять свои ожидания по отношению к учащимся. (18, с. 44)

Когда учителя верят в способность учащихся и убеждены в их безусловной ценности, когда они рассматривают преподавание как стимулирование школьников к позитивному самовосприятию, саморазвитию и преодолению трудностей, у детей складывается более благоприятное представление о себе, о своих возможностях и человеческих качествах. Они более реалистично относятся к своим способностям и понимают, чего могут достичь. Но если ребенку не помочь осознать возможности его внутреннего роста, он не использует имеющиеся у него шансы для развития.

 

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

3. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 219 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).

4. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. – М.: Юрайт, 2014. – 583 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 672 с.