Экологическое воспитание в процессе общения с природой младших школьников
Экологическое воспитание в процессе общения с природой младших школьников
Environmental education in the process of communication with nature of primary schoolchildren
Автор: Рыбачкова Ирина Юрьевна
МБОУ «СОШ № 1», г. Абакан, Россия.
e-mail: irina.rybachkova@mail.ru
Rybachkova Irina Yurievna
Secondary school № 1, Abakan, Russia.
e-mail: irina.rybachkova@mail.ru
Аннотация: Решение экологических проблем требует изменение сознания людей и эти качества должны закладываться с ранних лет обучения в детском саду и школе.
Abstract: Solving environmental problems requires a change in people's minds and these qualities must be laid down from the early years of kindergarten and school.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое сознание, младшая школа.
Keywords: environmental education, environmental consciousness, junior school.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
Экология –одно из попуряных слов в современном мире. Пожалуй, трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не слышал его. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В наше время человек должен задумываться, как строить общение с природой не на вредив ей.
Результатом целенаправленной работы будет любовь к природе, бережное отношение к ней. Этому способствует долгая , кропотливая работа на уроках, во внеклассной работе, во внеурочной деятельности, вовлечением ребят к заготовкам корма для птиц, уход за растениями в классе и на школьных клумбах с применением системно- деятельного подхода.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - в словах К.Д. Ушинского заложен принцип системно-деятельного подхода. Учитель должен направить ребенка в нужное русло, дать вдохновение ученикам.
Младший школьный возраст это ценный этап в развитии экологической культуры личности. Основной задачей экологического воспитания является обучение решение экологических проблем, которые направлены на изменение окружающей среды в лучшую сторону. Взрослому наблюдая с ребенком за миром природы, очень важно показать правильное поведение, научить видеть прекрасное в обычном, прививать бережное отношение к родной природе и к тому что мы получаем в замен от нее. Дети должны понимать, что человек - это часть природы.
Развивая экологическую культуру младших школьников, применяю в своей работе игровые, информационные и проектные технологии. В младшем школьном возрасте важный вид деятельности – игровой. Именно играя, дети осваивают сложные понятия непроизвольно. Экскурсия в природу - это интереснейшая форма организации учебного процесса, способствующая более эффективному усвоению программного материала. Кроме того, такая форма организации учебного процесса служит средством формирования универсальных учебных действий (умение описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств), устанавливать причинно-следственные связи, проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и т. д.)
Дети с удовольствием ходят на прогулки под названием « В гости к природе». Отдых на природе очень полезен, дает много положительных эмоций, увлекателен и интересен. Дети рассказывают стихи о природе, сочиняют и загадывают друг другу, отвечают на вопросы учителя. Рассматриваем насекомых, птиц, все вместе играем в подвижные игры, наблюдаем и сравниваем. Зимой мы, совместно с родителями устраивали квест « В гости к Деду Морозу», дети бегали по лесу и выполняли задания сказочных героев. Весной была проведена познавательная игра « Природа и мы». Дети создали плакат под названием « Береги лес», были рассмотрены лекарственные растения нашего края. В осенний период проводилась акция « Птицы - наши друзья». Дети вместе с родителями изготавливали и повещали кормушки.
На уроках, классных часах, во внеурочной деятельности дети разгадывают кроссворды, ребусы, шифровки. Часто создаю проблемные ситуации, которые вместе с детьми разрешаем:
· Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
· На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
· После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
· Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?
Вместе с ребятами создали буклеты « Заповеди по охране природы» и поделились им со сверстниками из параллельного класса.
· Не ломай деревья и кустарники, не ломай травянистые растения;
· Не сбивай грибы, даже несъедобные;
· Не обрывай паутину, не убивай паучков;
· Не распугивай птичьи стаи;
· Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;
· Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;
· Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.
Читаю стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания дети рассказывают, какие ошибки совершил человек, что он не знает.
Использую иллюстрации на экологическую тему. Например, на какой иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?
Ребята с удовольствием участвуют в поиске ответов на задания:
· узнай и расскажи (детям нужно найти материал о стрекозе, муравье, как делают гнезда ласточка, стриж, дикая утка, и рассказать детям на уроке или мероприятии);
· вести из сада и огорода (одна - две жабы может полностью очистить от слизней огород и т.д.);
· знаете ли вы (самый сильный из насекомых жук-носорог, сам весом 14г может тащить груз в 1кг 580г?)
· знаете ли вы (пчела, чтобы собрать 100г мёда, должна облететь 1000000 цветков)
· подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить насекомых).
Дети должны понимать необходимость сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно прийти через практическую деятельность.
При изучении экологических проблем, дети стали более внимательны к окружающему миру, часто делятся своими наблюдениями за жизнью растений, животного мира. Научились любоваться растениями и не срывать их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются соблюдать правила поведения в природе и контролировать свои поступки. Нужно понимать природу, что бы сохранить ее для потомков, которые будут благодарны нам за чистые озера, густые леса, цветущие луг - всему прекрасному в нашем мире!
Используемая литература:
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.
2. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.
3. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.
4. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»
5. О.М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.
6. С.К. Зайцева «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г.
7. В.А. Иванов, Т. Ю. Пастухова «Научное общество учащихся» «Путь к природе», 2005 г.
8. Н.А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г.
9. О.Д. Сапронова «Занимательный материал на уроках естествознания», журнал «Начальная школа» № 7 - 8, 1992 г.
10. И.В. Цветкова «Экология для начальной школы»
11. А.А.Плешаков «Природа» учебное пособие для начальной школы, издательство «Вентана-Граф»