Гендерные особенности креативного мышления мальчиков младшего школьного возраста

Дата публикации: 2019-09-28 10:16:18
Статью разместил(а):
Малянова Ольга Рафиковна

Гендерные особенности креативного мышления мальчиков младшего школьного возраста

Gender features of creative thinking of primary school boys

 

Автор: Малянова Ольга Рафиковна

МАОУ «Лицей «Солярис», г. Саратов, Россия.

e-mail: malyanova@solaris64.ru 

Malyanova Olga Rafikovna

Lyceum "Solaris ", Saratov, Russia.

e-mail: malyanova@solaris64.ru 

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы гендерного обучения и творческого (креативного) мышления во взаимодействии.

Abstract: This article discusses gender learning and creative (creative) thinking in interaction. 

Ключевые слова: гендерное обучение, развитие творческих способностей, креативное мышление.

Keywords: gender training, creative development, creative thinking.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Современная система образования актуализирует необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.  В нашем лицее одним из таких действующих инновационных подходов является технология гендерного обучения.

Всем известно, что раздельное обучение девочек и мальчиков широко практиковалось в дореволюционной России, затем, в Советское время, по ряду объективных и субъективных причин от гендерного подхода в обучении и воспитании школьников отказались. В настоящее время гендерно ориентированное обучение и воспитание учащихся стало предметом научного исследования во многих странах мира. В России также началось постепенное осознание важности изучения данного вопроса. Передовые школы стали экспериментировать в этом направлении – переходить к раздельному обучению школьников. И наше образовательное учреждение не стало исключением.

В нашем лицее существуют отдельные классы мальчиков и отдельные классы девочек, где используемая педагогическая технология  позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой, избежать переутомления. Вы заблуждаетесь, если полагаете, что это дань моде или поиск оригинальности! Вы - наш единомышленник, если считаете, что это социальная необходимость, так как гендерное обучение относится к здоровьесберегающим технологиям, а здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека.  

На современном этапе развития общества всё больше внимания уделяется полноценному развитию ребёнка, его самореализации, а также созданию благоприятных условий для формирования творческого мышления учащихся.

Понятия «творческое мышление» и «креативное мышление», часто употребляемые как тождественные, также нуждаются в терминологическом разграничении. Если творческое мышление является психическим процессом, то креативность – это творческая одарённость. Креативное мышление – это особое качество и свойство личности, проявляющееся в выраженной способности к творческому мышлению. Следовательно, креативность является лишь частью творческого мышления, его субъектной, личностной стороной. И. М. Кыштымова определяет креативность как динамическое свойство психики, представляющее реализацию личностного смысла средствами культуры. Это определение наиболее точно раскрывает смысл данного понятия.

Креативность характеризуется такими параметрами:
- богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
- гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
- оригинальность;
- любознательность;
- способность к разработке гипотезы;
- иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;
- фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определённой логической связи стимула и реакции. 

«Золотое время» для развития творческого мышления  - это младший школьный возраст. Следовательно, самым чувствительным и благоприятным периодом для развития креативного мышления является именно этот возраст. 

Понятие «гендер» связывает половую принадлежность индивида с социальными нормами и стереотипами поведения, определяемыми обществом как мужские или женские.
В целом большинство работ отражает результаты исследований взрослых мужчин и женщин. Проблема же гендернообусловленных особенностей развития творческого мышления школьников остаётся малоизученной. Между тем, реализация гендерного подхода к изучению развития творческого мышления школьников позволяет интерпретировать влияние на творческое мышление таких факторов, как гендерные стереотипы, гендерная социализация и физиологические особенности.
Анализ литературы по проблеме гендерных различий показывает, что на развитие познавательных способностей влияет множество факторов, как биологического порядка, так и особенно социокультурного.

Мышление мальчиков и девочек младшего школьного возраста имеет свои особенности. Из своего опыта совместного обучения отмечаю, что девочкам обычно легче учиться в школе, во всяком случае, на начальном этапе. Я объясняю и связываю это с особенностями мотивации девочек и мальчиков, специфичными для данного пола интересами и склонностями, определенными психофизиологическими особенностями, а также с установками учителя и родителей относительно успехов детей разного пола в школьном обучении. Девочки учатся лучше мальчиков, принимая правила социального взаимодействия. Мальчики стремятся к правильному выполнению задачи, не обращая внимания на эмоции окружающих. Мальчики склонны к логике, а девочки - к эмоциональной интуиции. 

При совместном обучении мальчики отличаются менее заметными успехами в обучении. Они хуже ориентируются в требованиях, предъявляемых школой, менее прилежны и, соответственно, достигают меньших успехов в обучении. В связи с этим, в нашем лицее в классах, где обучаются мальчики,  остро встал вопрос о необходимости определения и применения в образовательном процессе таких форм, методов и приёмов, которые результативно будут влиять на процесс обучения в целом, а также способствовать креативному мышлению мальчиков.

Мальчики отличаются от девочек:

- познавательными способностями;

- восприятием окружающего мира;

- темпом переработки и усвоения информации (мальчики воспринимают информацию быстрее, девочки же продуктивно работают в спокойном темпе);

- формированием различных операций мышления;

- организацией внимания (у мальчиков оно более подвижное и неустойчивое), в продолжительности периода врабатываемости (у девочек он более короткий, у мальчиков – более продолжительный, периоды продуктивной работы смещены друг относительно друга, у мальчиков он наступает позже, чем у девочек);

- уровнем активации эмоций в процессе обучения (у девочек усиливается внимание и осмысление при эмоциональной окрашенности информации, для мальчиков необходим постоянный в течении урока от эмоциональной фазы к информативной);

- уровнем адаптивных возможностей организма и психики (мальчики более восприимчивы к несоответствующим их психике педагогическим воздействиям, девочки более адаптивны);

- уровнем природной агрессивности (мальчикам показаны групповые формы с элементами соревновательности, для девочек желательно использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь);

- отношением к положительной и отрицательной оценке своей работы (девочки всегда ожидают любой оценки своей работы, мальчиков интересует оценка только той работы, которая имеет для них значение, положительная оценка побуждает мальчиков к дальнейшей деятельности).

Все это значительно влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности. То есть необходимо осуществлять подбор содержания, форм, методов и приемов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников.

В своей работе я активно использую такие групповые формы работы, как соревнования. Мальчики всегда стараются быть первыми во всём. Какой ряд быстрее подготовиться к уроку? Какая команда больше подберёт прилагательных к слову? Быстрее, лучше, сильнее, качественнее – это слова-генераторы, на которые мальчики реагируют мгновенно, и обязательно последует обратная реакция на плодотворную деятельность.

Если мне нужно от мальчиков получить максимальное количество идей, то на помощь приходит технология креативного мышления «Мозговой штурм». Здесь ребята соревнуются между собой своими идеями, умениями нестандартно мыслить.  За это они получают фишки, которая для мальчиков имеет большое значение, так как положительная оценка работы побуждает их к дальнейшей деятельности.

Учитывая то, что у мальчиков более неустойчивое и подвижное внимание, соревнования и положительная оценка работы помогают мне также поддерживать дисциплину в классе. Командный ряд  в классе, который отличился  примерным поведением на уроке, получает поощрение-награду - флажок, который будет находиться на этом ряду в течение всего следующего урока.  

В своей работе я часто использую метод контрольных вопросов. Основным приёмом креативного мышления  этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, причем вопросы может задавать как учитель, так и ученик. Мальчики преображаются в детективов, сыщиков и начинают действовать, а уровень активации эмоций в данном случае происходит от эмоциональной фазы к информативной. Технология контрольных вопросов помогает направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это помогает преодолеть психологическую инерцию мальчиков.

Известно, что мальчики хорошо ориентируются в пространстве. Они лучше усваивают материал с помощью знаков, схем, таблиц, алгоритма. Учитывая данную особенность, я применяю в своей работе следующую технологию креативного мышления - «Морфологический анализ». Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

Таким образом, в условиях гендерного обучения развитие креативного мышления  представляется  более эффективным и результатным.

Некоторые высказываются против раздельного обучения, объясняя это тем, что у детей не формируется  навык общения с противоположным полом. С таким мнением мы не согласны! Наоборот, мы учим наших детей, как правильно общаться с противоположным полом. Девочки приходят в класс мальчиков, чтобы поздравить их с 23 февраля, где звучат слова поздравления в адрес будущих  защитников Отечества, и мальчики чувствуют свою значимость. Мальчики, в свою очередь, приходят с поздравлениями 8 марта, звучат слова нежности, и девочки чувствуют свою индивидуальность. И это прекрасно! Тематические праздники, предметные недели,  научно-практические конференции,  форумы, экскурсии, поездки в театры и музеи  и множество разных по своей направленности мероприятия проводятся в нашем лицее. Дети поют в хоре, посещают кружки и спортивные секции, где также поддерживается навык общения мальчиков и девочек.

 

Список литературы:

1. Кыштымова И. М. Психология творчества. - Иркутск: Вост.-Сиб. Акад. Образования, 2018г.

2. Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. — 1990.

3. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. — 2002.