Использование интерактивных технологий во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2019-10-02 20:31:35
Статью разместил(а):
Астахова Ирина Дмитриевна

Использование интерактивных технологий во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

On-line technology usage during off-hour activity according Federal National Educational Standart 

 

Автор: Астахова Ирина Дмитриевна

МБОУ «СОШ № 10», г. Губкин, Белгородская область, Россия.

e-mail: astahova.1970@yandex.ru

Astakhova Irina Dmitrievna

Secondary school № 10, Gubkin, Belgorod Region, Russia.

e-mail: astahova.1970@yandex.ru 

 

Аннотация: Использование методов интерактивного обучения в условиях реализации ФГОС позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность.

Abstract: On-line technology usage during off-hour activity according Federal National Educational Standart allows teacher to prepare pupils for everyday life and expand their personality.

Ключевые слова: интерактивные технологии, внеурочная деятельность, правила организации обучения.

Keywords: on-line technology, off-hour activity, rules of education organization.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Главная цель учителя современной школы при реализации ФГОС заключается организация эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.

Средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Поэтому необходимо использовать для этих целей ещё и внеурочную деятельность.

Внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети - эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остаётся в их памяти. Занятие должно быть ярким, эффектным, а главное – продуктивным. Развитие личности – важнейшая задача современного образования.

Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. 

Использование методов интерактивного обучения в условиях реализации ФГОС позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность, а, следовательно, способствует реализации всех поставленных задач.

Интерактивная деятельность во внеурочных мероприятиях в условия реализации ФГОС, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются ролевые игры, используются творческие работы.

Работая в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

Правило второе. Надо помнить о психологической подготовке участников. В этой связи внеурочные занятия помогают детям почувствовать себя более комфортно.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан физический комфорт.

Интерактивные методы можно применять во внеклассной работе. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

Во внеурочной деятельности можно использовать следующие технологии интерактивного обучения: 

Работа в парах (удобно использовать, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них).

Дерево решений (класс делится на 3-4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои решения).

Займи позицию (учителем зачитывается какое – либо утверждение и ученики должны подойти к плакату, прикрепив к нему слова «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию).

«Ковер идей». Это один из приёмов решения проблемы.

Учащиеся делятся на 3-4 группы.

На первом этапе происходит понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос. Для записи ответов каждая группа получает альбомные листы. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на альбомных листах, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

На втором этапе идет поиск решений. Что можно изменить? Что сделать, чтобы учиться было легче? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

На третьем этапе происходит индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию? Что я могу сделать, чтобы учиться стало легче? Каждый ученик записывает своё мнение на маленьком цветном листочке бумаги и прикрепляет его на плакат.

И четвёртый этап – это оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу сделать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов во внеурочной деятельности можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей. Высокая степень мотивации, акцент на деятельность, практику.

Педагог должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает. Использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе со своими воспитанниками.

 

Литература:

1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

2. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147с.

3. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

4. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.