Формирование метапредметных универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников
Формирование метапредметных универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников
The formation of meta-subject universal educational actions of control and evaluation in primary school students
Автор: Семенова Наталья Владимировна
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», село Московское, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, Россия.
e-mail: natalya-semenova-67@mail.ru
Semenova Natalya Vladimirovna
Moscovskaya Secondary School named after A.P. Kyshtymova ", the village of Moscovskoe, Ust-Abakan district, the Republic of Khakassia, Russia.
e-mail: natalya-semenova-67@mail.ru
Аннотация: В статье приведены примеры формирование регулятивных метапредметных универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников.
Annotation. The article gives examples of the formation of regulatory meta-subject universal educational actions of control and evaluation in primary school students.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, начальная школа.
Keywords: universal educational activities, elementary school.
Тематическая рубрика: начальная школа.
Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, в том числе связанный с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.
Предполагается, что в результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В рамках реализации основной общеобразовательной программы ФГОС НОО формирование метапредметных универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся в настоящее время является наиболее актуальным в педагогической деятельности. Каким образом на практике формировать у детей УУД, относящиеся к регулятивным?
Одной из компетенцией, определяющей качество образования, считается оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности. Поэтому специальной педагогической задачей является организация последовательной и системной работы по формированию учащимися «инструмента» для контроля и оценки своих действий. Детьми осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий. Таким образом, можно сказать, что главной формой контроля в учебной деятельности является пооперационный контроль. Способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них. Например, изучая по русскому языку способ определения безударного гласного, одна группа четвероклассников выделила следующие «шаги»:
1 шаг. Найди в слове корень.
2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.
3 шаг. Измени слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.
Другая группа представила более полный состав действия:
1 шаг. Если в слове имеется безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.
2 шаг. Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.
3 шаг. Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо взять однокоренное слово, где безударный гласный окажется под ударением.
4 шаг. Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить. Это алгоритм наших действий.
Работа по второму варианту операционного состава действия способствует более полному и точному освоению открытого способа.
Таким образом, педагогу необходимо вычленять в совместной деятельности с детьми в каждом способе действий состав операций (алгоритм), и именно этому уделять особое внимание. Постепенно состав операций может сокращаться, и ученики смогут давать готовый ответ. Дети, прежде всего, учатся контролировать друг друга и самих себя. По выделенным «шагам» учащиеся проверяют свои действия: выполнил или нет ту или иную операцию (по наличию, пока без определения знания или незнания).
Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, то есть установление того, усвоено или нет то или иное учебное действие и над какими операциями необходимо поработать. Во время работы развернутым способом дети оценивают свои умения по операциям.
Обучаясь навыкам творческого мышления на занятиях внеурочной деятельности «Мир фантазии», дети чаще бывают в роли автора и критика. Например, они сочиняют сказки, загадки с использованием критерия новизны и оценивают результат, выделяя уровни:
1 (высокий) – неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»
2 (средний) – интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали некоторые!»
3 (низкий) – стандартные идеи: «Так могут все!»
Ранее выработанные параметры сказки, загадки помогают в действиях контроля и оценки: возрастные намеки, основные признаки, новизна, краткость и др.
Но, безусловно, самой значимой оценкой будет признание общественности. Ребенок с развитой самооценкой, считают ученые, имеет более высокий уровень творческих способностей. Способность к оценке и самооценке предполагает критичность мышления и проявляется в возможности точно определять значимость продуктов собственной и чужой деятельности, понимать мысли и поступки свои и других людей.
Список литературы:
1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская энциклопедия, 2004 г.
2. Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2001.
3. Давыденко Т.М. Шамова Г.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001.
4. Цукерман Г.А. Что оценивает объективная оценка? // Психологическая наука и образование. – 1997, № 4.