Формирование личностных универсальных учебных действий посредством социальных сетей

Дата публикации: 2019-11-29 11:03:42
Статью разместил(а):
Лапина Светлана Евгеньевна

Формирование личностных универсальных учебных действий посредством социальных сетей

The formation of personal universal educational actions through social networks

 

Автор: Лапина Светлана Евгеньевна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, Россия.

e-mail: LSE2012@yandex.ru

Lapina Svetlana Evgenievna

National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas, Russia.

e-mail: LSE2012@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описывается проблема формирования личностных универсальных учебных действий посредством социальных сетей. Автор описывает фундаментальные принципы социальных сетей и возможности их использования в образовательном процессе.

Annotation: The article describes the problem of the formation of personal universal educational actions through social networks. The author describes the fundamental principles of social networks and the possibilities of their use in the educational process.                                                             

Ключевые слова: ИКТ, начальная школа, личностные универсальные учебные действия, социальные сети.

Keywords: ICT, elementary school, personal universal educational activities, social networks.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

В современном обществе происходит повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образованную систему. Так как ИКТ активно внедряются в образование, то необходимо формировать ИКТ-компетенции всего педагогического состава. Благодаря этому, учитывая интересы подрастающего поколения, эффективно будут решаться вопросы обновления форм и методов образовательного процесса [1, с.50].

Так как современные дети активно пользуются социальными сетями, то целесообразно включать их использование в образовательный процесс. Фундаментальными принципами социальных сетей являются: 1) идентификация – возможность указать личную информацию (образовательное учреждение, дату рождения, интересы, достижения и т.д..); 2) нахождение на сайте – просмотр пользователей, находящихся на сайте; 3) отношения – возможность указывать отношения между несколькими пользователями (коллеги, друзья, члены семьи, и т. д.); 4) коммуникация – возможность вступать в переписку с другими пользователями социальной сети (отправка личных сообщений, комментарии к записям, фотографиям и видеозаписям); 5) сообщества – возможность создать группу по интересам; 6) обмен информацией – возможность делиться с другими пользователями различным материалом (документами, видеозаписями, ссылками, и т. д.) [2, c.76].

С помощью использования социальных сетей в учебно-воспитательном процессе можно осуществлять взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио) [3, c.20].

В социальной сети с целью формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить учащимся в сообществе класса написать эссе на тему «Почему мне нравится учиться», «Как выполнить задания на «5»», «Кем я хочу быть», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Какой я» и т.д.

Также с целью формирования личностных УУД можно предложить обучающимся нарисовать рисунки в графических редакторах на темы «Мой класс», «Мои друзья», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добро побеждает зло» и выложить свои работы на стену сообщества, а затем прокомментировать работы одноклассников.

Для формирования умения оценивать поступки героев, делать нравственный выбор, в сообществе целесообразно будет добавление аудиозаписей «Дорогою добра» (композитор: М.Минков, слова: Ю. Энтин), «Если добрый ты» (слова: А. Хайт, композитор: Б. Савельев), «Песня Фунтика о доброте» (слова: В. Шульжик, композитор: В. Львовский); мультфильмы «Приключения Фунтика и его друзей», «Малыш и Карлосон», «Заюшкина избушка» и др. После просмотра мультфильма, видеозаписи, прослушивания аудиозаписи обучающимся можно дать задание на стене сообществе «в чем заключается главная мысль», «дайте характеристику поступкам, событиям, можно предложить сравнить данные ситуации с жизненным опытом [3, c.22].

С целью повышения уровня мотивации к процессу обучения педагогу можно разместить на стену или обозначить в теме обсуждения в рамках данного сообщества презентации к учебным дисциплинам. Так как некоторые ребята отстают от своих одноклассников, пропускают уроки по болезни, в связи с участием в различных конкурсах, олимпиадах, для них будет интересно ознакомиться с пройденным материалом в сжатом виде.

Таким образом, социальные сети можно применять в образовательном процессе при формировании личностных универсальных учебных действиях. Так как большинство обучающихся проводят много времени в Интернете, то задача педагога использовать информационные технологии в своей деятельности. Они, и в том числе социальные сети, могут стать эффективным средством формирования УУД.

 

Список литературы:

1. Забалуева М.В. Информационная безопасность младших школьников в социальных сетях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4. - С. 49-53. 

2. Патюков С.В., Коврига Е.В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел // Юный ученый. - 2017. - №2. - С. 75-77. 

3.  Сергеев А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. – 2019. – № 5. – с. 19-23.