Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму (о методе проектов)
Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму (о методе проектов)
Tell me and I will forget, show me And I will remember, Let me try and I will understand (about the method of projects)
Автор: Гордеева Элеонора Викторовна
ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: eleonora.slavianka@mail.ru
Gordeeva Eleonora Viktorovna
School No. 465, St. Petersburg, Russia.
e-mail: eleonora.slavianka@mail.ru
Аннотация: Метод проектов в Федеральном государственном образовательном стандарте признается одним из самых эффективных на всех стадиях образования.
Abstract: the method of projects in the Federal state educational standard is recognized as one of the most effective at all stages of education.
Ключевые слова: проект, метод, родители.
Keywords: project method, people.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта:
- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
- Развить у каждого позитивный образ себя и других.
- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развить у учащихся командный дух и чувство локтя, вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
3. Обеспечивать механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
4. Развить у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- Помогает ученикам определить цель деятельности;
- Рекомендует источники получения информации;
- Раскрывает возможные формы деятельности;
- Содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; создаёт условия для активности школьника;
- Является партнером;
- Помогает ученику оценить полученный результат и т.д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- Определяет цель своей деятельности;
- Открывает новые знания;
- Экспериментирует;
- Выбирает пути решения возникающих проблем;
- Несёт ответственность за свою деятельность и т.д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
Умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего школьного возраста к такой деятельности? развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка могут развиться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- Желание самого ребёнка;
- Благоприятная среда;
- Грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности ребёнка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает работу круче и шикарнее.
Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль! Помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово родителей «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО»!
Лучше тогда не делать совсем, чем делать всё за ребёнка. Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если оно обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- Выбор темы проекта;
- Выдвижение первоначальных идей;
- Выбор лучшей идеи
- Планирование проектной деятельности;
- Оценка и самооценка проекта
- Презентации проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта.
На этапе выдвижения и первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
- Помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- Записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта.
Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей.
Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей потребует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы – изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к этой теме.
Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые могут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях:
- Консультируют;
- Отслеживают выполнение плана;
- Решают оперативные вопросы;
- Помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации;
- Обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями. Формируется значимое отношение к понятию «семья».
Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом?!
Поверьте, будет интересно!