Формирование экологической культуры младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий

Дата публикации: 2019-12-09 14:02:21
Статью разместил(а):
Кабанова Наталья Николаевна

Формирование экологической культуры младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий

Formation of ecological culture of younger schoolchildren by means of information and communication technologies

 

Автор: Кабанова Наталья Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 43», г. Арзамас, Россия.

e-mail: natalycabanova@yandex.ru

Kabanova Natalia Nikolaevna

Kindergarten No. 43, Arzamas, Russia.

e-mail: natalycabanova@yandex.ru

 

Аннотация: статья посвящена вопросу формирования экологической культуры младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Abstract: The article is devoted to the formation of ecological culture of younger schoolchildren by means of information and communication technologies.

Ключевые слова: младшие школьники, информационно-коммуникационные технологии, экологическая культура, средства ИКТ.

Key words: primary school students, information and communication technologies, ecological culture, ICT means.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

К концу третьего тысячелетия человечество подошло с массой глобальных экологических проблем, решение которых будет зависеть от тех, кто сегодня за школьными партами познает азы организации окружающего мира.

По словам В.А. Сухомлинского, для того, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.

В начальной школе, выступающей первой ступенью образования и обучения, начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний, происходит формирование понятийного аппарата, раскрываются закономерности организации жизненных циклов и природных явлений, роль природы в жизни человека и цивилизации, значение природы для достойного гармоничного существования человеческого общества.

Основными причинами, обуславливающими особое внимание к проблемам экологического образования именно младших школьников, можно рассматривать:

1) Экологическое воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего процесса школьного обучения;

2) Формирование элементарной экологической культуры в наиболее сензитивный период взаимодействия ребенка с природой.

«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказках, игре, в собственном творчестве, в красоте». (В.А. Сухомлинский.)

То, что человек не может расти и развиваться, самосовершенствоваться без взаимодействия с окружающим миром природы, давно уже звучит как аксиома, непреложная истина. И по мере роста самостоятельности ребенка, расширения всех сфер его деятельности, повышения его познавательного интереса к миру вокруг себя, это взаимодействие все более активируется.

Воспитание экологически грамотного поколения в мире, отягощенном глубокими экологическими проблемами, фактически означает последующую сохранность жизни на планете в достойном для жизни социума качестве. Основой же экологической подготовки могут и должны выступать основы биологических знаний взаимосвязей всех протекающих в окружающем мире процессов, а знание этих процессов, в свою очередь, необходимо понимания гармоничного сосуществования человека и природы.

Школа должна сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы умело пользоваться ею.

Но воспитывать любовь к природе окриком: «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход.

В результате исследований различных проблем экологического воспитания, пройденных в 80-90-е годы, были определены методические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующие экологическому образованию.

Так, было доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значительных зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.

Особое внимание уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в школе.

Преподавание экологии в школе обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них, видимо является то, в общем, весьма «сухое», научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что, с одной стороны, в настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а с другой – специфика экологических знаний состоит в том, что знания базируются в системе знаний из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук. И стремление дать как можно больше знаний о природе и экологических связей в ней ведет, во-первых, к чрезвычайной перегрузке содержания обучения и созданию учебных курсов, осознанное изучение которых детям этого возраста не допустимо, а во-вторых, к преобладанию «книжного» обучения, когда экологические знания постигаются со слов учителя и из учебников. Процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству.

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

К сожалению, во многих школах уроки экологии, природоведения ограничиваются стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинке, но не узнают их в природе.

А почерпнуть знания могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Особое значение придаются экскурсиям. Именно здесь дети получают колоссальный материал, именно на экскурсиях прививается интерес к природе, воспитывать любовь к ней.

Но многие процессы и явления, происходящие в живой природе, просто нельзя показать ученикам, например, рост корня, превращение куколки в бабочку.

Психологи подчеркивают прямую зависимость умственной деятельности от умственной деятельности. Но они же оказывают и значительное влияние на познание действительности. Но они же оказывают и значительное влияние на познание действительности: то, как мощный стимул искания истины, то, как переживание успехов и неудач в решении познавательных и вообще – интеллектуальных задач, то, как источник повышенной «зоркости» или, наоборот, «слепоты» к тому, что происходит в действительности и что соответствует желанием, надеждам, эмоциям субъекта.

Использование видеофильмов обеспечивает большую, чем при рассказе учителя, информационную насыщенность учебного времени.

Средства видео позволяет воспроизводить на экране медленно текущие процессы с такой скоростью, которая необходима. Использование на уроках кадров натуральных съемок создает ощущение реальности, повышает интерес к изученным явлениям.

Младший школьный возраст очень благоприятен для познания окружающего мира в силу огромного познавательного интереса детей. На экскурсиях в природу, наблюдениях за растительным и животным миром дети становятся участниками этой жизни, знакомятся с ее закономерностями, любуются красотой природы, ее неповторимостью, одновременно имея возможность оценить пагубные и неразумные последствия деятельности человека.

Информатизация образования, повышение компьютерной грамотности учащихся, использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет развить принципиально новые подходы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Инновационные технологии пронизывают все сферы школьного образования, благотворно влияя на их развитие.

Современные компьютерные технологии позволяют для достижения поставленных методических целей использовать разнообразные художественные и технические приемы, эстетически и эмоционально оказывающие влияние на учащихся.Комбинированный мультимедийный подход обеспечивает получение более глубоких знаний, так как основан на восприятии информации в виде определенных образов.

Уже с начальной школы дети учатся пользоваться компьютером для поиска и сбора необходимой информации, для разработки и оформления проектов и презентаций. Современный учитель готовит ученика к информационному будущему, которое уже невообразимо без современной техники и разнообразных гаджетов.

С самого раннего детства у человека формируются такие необходимые качества, как природосообразность, бережливость и трудолюбие, и они продолжают формироваться в образовательных учреждениях, где не последнее место занимает воспитание экологически грамотной личности и повышение экологической культуры подрастающего поколения. Сформированные на этом этапе знания, представления, умения и навыки в последующем преобразующиеся в прочные убеждения, подтверждающиеся в определенных качествах личности.

Современная система образования предъявляет такие требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов и инновационных технологий, которые будут способствовать расширению возможностей обучающегося.

Формы применения информационно-коммуникационных технологий настолько разнообразны, насколько позволяет оснащенность оборудования и фантазия педагога. С помощью сетевых средств информационно-коммуникационных технологий становится возможным неограниченный доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий в режиме реального времени, онлайн.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедиа-презентаций. Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала.

Использование на уроках электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество. ИД позволяет учителям объяснять новый материал ярко и наглядно, работать в большой аудитории, а также делает занятия интересными и развивает мотивацию детей. Дает большие возможности для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

Можно выделить следующие условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:

- процесс обучения должен опираться на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития.

- использование методов и приёмов обучения, наиболее эффективно активизирующих познавательную активность;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- соблюдение принципа сознательности и прочности усвоения знаний реализуется только в процессе активного учения;

- соблюдение принципа индивидуального подхода к учащимся, где уровень активности зависит от учета реальных учебных возможностей школьников;

- создание необходимых и достаточных условий, оптимизирующих формирование познавательной активности у младших школьников в учебном процессе;

- оптимальное использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, которые способствуют повышению уровня познавательной активности учеников.

В экологическом воспитании младших школьников чаще всего используются следующие средства информационно-коммуникационных технологий:

·        Средства, повышающие базовую подготовку (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие компьютерные игры);

·        Средства практической подготовки (электронные практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);

·        Вспомогательные средства (электронные библиотеки, энциклопедии и т.д.);

·        Комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

Использование данных технологий позволяет существенно обогатить и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. Информационные технологии вкупе с грамотно подобранными технологиями обучения позволяют создать необходимый уровень качества, вариативности, индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в формировании экологической культуры младших школьников дают возможность создавать творческую положительную эмоциональную атмосферу занятий, так как использование всей палитры наглядных средств повышает познавательный интерес и мотивацию обучения, способствует совершенствованию психических познавательных процессов, интенсификации и индивидуализации обучения и образования, формированию осознанной потребности использования средств информационно-коммуникационных технологий как инструмент, помогающий учиться, познавать окружающий мир и взаимосвязи в нем.

 

Список литературы:

1. Алексеев С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. – СПб.: Специальная литература, 2011. – 102с.

2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 32 - 33.

3. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013. – 451 с.

4. Барышникова Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов/ Г.Б. Барышникова. – М.: Юнити, 2012. – 218 с.

5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. - М.: Просвещение, 2013.

6. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159. 

7. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения/Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.: Образование и экология, 2014. – 255 с.

8. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа. - 2013. – №10.– С. 18-36.

9. Тимошкина Н.В. Использование компьютерных технологий при изучении родного края. Журнал «Начальная школа» №3, 2016.