Значение процесса формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2019-12-09 16:50:01
Статью разместил(а):
Кабанова Наталья Николаевна

Значение процесса формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

The importance of the process of formation of ecological culture of younger students in extracurricular activities

 

Автор: Кабанова Наталья Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 43», г. Арзамас, Россия.

e-mail: natalycabanova@yandex.ru

Kabanova Natalia Nikolaevna

Kindergarten No. 43, Arzamas, Russia.

e-mail: natalycabanova@yandex.ru

 

Аннотация: Статья посвящена проблемам формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реалий современного мира.

Abstract: The article is devoted to the problems of formation of ecological culture of younger schoolchildren in extracurricular activities in the conditions of realities of the modern world.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, экологическое воспитание, внеурочная деятельность.

Keywords: ecological culture, primary school students, ecological education, extracurricular activities

Тематическая рубрика: начальное образование.

 

Актуальность проблемы формирования экологической культуры младших школьников в настоящее время заключается в том, что сложившаяся в глобальном значении экологическая ситуация, ставит перед современным социумом такую важнейшую задачу, как достижение устойчивого развития общества, которое включает в себя, в свою очередь, не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование адекватного мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, а так же воспитание активной личности, способной гармонично сосуществовать в гармонии с миром природы. И не последняя роль в данном процессе отведена начальному образованию.

В федеральном государственном образовательном стандарте в разделе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования отмечается «осознание учащимися целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в природной и социальной среде». Такая постановка вопроса в свою очередь предусматривает организацию непрерывного экологического образования  и направляет на изыскания и разработку наиболее эффективных способов воспитания экологически грамотной личности, которая способна к гармоничному взаимодействию с окружающим миром и осознанию своего места в мире природы.

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира.

Ж.-Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество.

И.Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания - это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. Большого значения придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер, он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека. К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И.В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры.

В частности, впервые данный термин был введен в науку советским культурологом Л. Н. Коганом, который считал, что «именно культура позволяет говорить об устойчивом развитии, как не об утопии, а реальной перспективе существования человечества на Земле». При таком подходе данный феномен представляет собой новый тип, или новый уровень развития культуры, которая ориентирована не на потребительское отношение к природе, а на поиск новых, более оптимальных путей и механизмов взаимодействия с ней. В данном случае «экологическая культура» выступает как идеал, к которому нужно стремиться.

Так, «экологическая культура» по Л.Н. Когану, характеризует способ взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой.

Хорошим дополнением к данному определению являются утверждения А.С. Бахаревой о том, что экологическая культура человека возникает как новое психическое образование, органично связанная с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами. С естественнонаучной точки зрения экологическая культура обеспечивает познание закономерностей природы, связей с человеком. С позиции философии она дает возможность осмыслить назначение человека, а политики — обеспечить должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами. Правовая обоснованность удерживает её в рамках закона регулируемых взаимодействий, когда нравственная, напротив, одухотворяет эти отношения. С точки зрения эстетической образованности экологическая культура создает возможность для переживаний восторга и наслаждения, а культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной целесообразности. 

Приступив к поисковой деятельности методов и средств повышения эффективности процесса формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, мы поняли, что одним из приоритетных направлений в этой деятельности, вкупе с традиционными, является применение и использование в ежедневной работе средств информационно-коммуникационных технологий. Основная роль в данном случае отводится компьютеризации и информатизации учебного процесса школы для оптимизации процессов организации самостоятельной деятельности детей в сочетании различных форм и методов.

Образование в современном обществе подводит школу к созданию новой модели обучения, активной, основанной на реальных актуальных информационных ресурсах. Это влечет за собой повышение информационной культуры и грамотности педагогического состава школы, а так же умения грамотно использовать все ресурсные возможности информационно-коммуникационных технологий во всех видах и сферах деятельности современного педагога.

Принципиально иначе подходит креативно мыслящий человек, педагог, владеющий эффективными методиками и информацией, к организации своей деятельности, к оценке возникающей проблемы и путей ее решения максимально выгодным для себя и учебного процесса способом.

Основной целью внесения информационно-коммуникационных технологий в сопровождение образовательного процесса может и должно стать появление новейших видов учебной деятельности, характерных именно для современной образовательной информационной среды.

На настоящем этапе развития образования, в связи с переходом на новые стандарты, идет совершенствование и внеурочной деятельности. Такая новая модель организации внеурочной деятельности дает возможности для более эффективного социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности современного школьника, и ее интеграции в глобальной системе культуры (как мировой, так и отечественной). Эта модель однозначно способна более полно и разносторонне раскрыть индивидуальные креативные способности ребенка, ведь их не всегда возможно рассмотреть в течение урочной деятельности; способствовать развитию познавательного интереса к разнообразным видам деятельности, желанию активно участвовать именно в продуктивной, созидательной по своему смыслу, деятельности, ведь именно такая деятельность одобряется и поощряется обществом.

Важнейшим звеном данного процесса выступает внеурочная деятельность, которая способствует повышению культурного уровня обучающихся, вызывает познавательный интерес, вырабатывает художественный вкус, развивает творческие способности. Рассмотрев некоторые особенности внеурочной деятельности младших школьников, мы пришли к выводу о проблемности в организации внеурочной деятельности, что влечет за собой необходимость разработки и внедрения большего количества программ по развитию познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточной информационной и психологической готовностью, иногда информационной неграмотностью, учителей начальных классов к использованию компьютерной техники и инновационных информационных технологий в учебном процессе.

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности будет активно развиваться при следующих условиях:

· Учителем используются разнообразные информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности;

· Будет осуществляться взаимосвязь учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию учащихся;

· Использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности);

· Реализован личностно-ориентированный подход в формировании экологических представлений младших школьников.

Ведь экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, выражается восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. А внеурочная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей детей в информационной среде, формирует положительный эмоциональный настрой в грамотно созданной педагогом ситуации успешности ребенка, к тому же ситуация успеха высвобождает добрые чувства, эмпатию к окружающему миру.

Использование информационно-коммуникационных технологий во всех спектрах их проявлений повышает мотивацию к учению, совершенствует психические познавательные процессы, интенсифицирует обучение при выборе индивидуального темпа обучения, формирует осознанную потребность использовать современные средства ИКТ как инструмент, помогающий учиться и осознавать окружающий мир.

 

Список литературы:

1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова // Начальная школ. - 2013, - №1. – С. 15-19

2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 32 - 33.

3. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013. – 451 с.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. - М.: Просвещение, 2013.

5. Дежникова Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки/Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 296 с.

6. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г. Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. -Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012 - 248 с.

7. Климцова Т.А. Экология в начальной школе / Т.А. Климцова // Начальная школа. 2012. – №6. – С.33-48.

8. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова //Начальная школа. - 2011. – №6. – С.21-34.

9. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2012 – 189 с.