Нестандартные формы уроков как средство мотивации к изучению иностранного языка

Дата публикации: 2019-12-14 21:34:35
Статью разместил(а):
Глуховская Ася Наумовна

Нестандартные формы уроков как средство мотивации к изучению иностранного языка

Non-standard forms of lessons as a means of motivation to learn a foreign language

 

Автор: Глуховская Ася Наумовна 

МОУ "СШ № 6", Волгоград, Россия.

e-mail: gluhovanik@mail.ru

Glukhovskaya Asya Naumovna

Middle School N 6, Volgograd, Russia.

e-mail: gluhovanik@mail.ru

 

Аннотация: Усиление мотивации к изучению иностранного языка является очень важным. Нестандартные уроки играют большую роль в развитие такой мотивации.

Abstract: Increasing motivation to learn a foreign language is very important. Non-standard lessons play a big role in the development of such motivation.

Ключевые слова: Нестандартная форма урока, изучение иностранного языка, мотивация к учёбе.

Keywords: Non-standard form of lesson, learning a foreign language, motivation to study.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Нестандартные уроки отличаются от обычных следующим:

1. Арсеналом педагогических средств, организацией и проведением нестандартных форм уроков по иностранному языку.

От массового опыта опыт проведения нестандартных уроков отличается  использованием следующих форм уроков:

1) урок – ролевая игра;

2) урок – телепередача;

3) урок – шоу;

4) урок – смотр знаний;

5) урок - с элементами игровых ситуаций;

6) урок – викторина;

7) урок – конференция;

8) урок – игра «Счастливый случай»;

9) урок – «Круглый стол».

2. Выбором нетрадиционных форм урока, которые обусловливаются уровнем отработки языкового материала, формой обучения, уровнем сформированности речевых умений учащихся.

Особенности этих уроков заключаются в следующем:

1) во взаимодействии разных типов деятельности;

2) в постановке целей, коммуникативных задач;

3) в правилах игры;

4) в сценарии;

5) в проблеме;

6) в оценке результатов.

Хорошей результативности таких уроков способствуют следующие моменты:

1) Элементы игры в обучении, заинтересованность в учебном материале;

2) Игры и остальные формы нестандартных уроков, названых выше помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче. Сама учебная задача воспринимается не как навязанная извне, а как интересная цель. Меньше нервных затрат, минимум  волевых усилий;

3) Высвобождение интеллектуального потенциала учащихся;

4) Включение в со-игру и учащихся и учителя, их непринужденное общение способствует развитию мотивации в изучении иностранного языка.

В таких уроках решаются следующие педагогические задачи:

1) Активизация речевой деятельности учащихся;

2) Создаются условия для реального общения школьника;

3) Создаются условия для самостоятельной индивидуальной работы;

4) Формируются навыки общения, развиваются воображение, нравственные качества, результативность;

5) Обеспечивается должный уровень речевых умений;

6) Расширяется кругозор учащихся;

7) Формируются положительные эмоции;

8) Развивается мыслительная деятельность.

Выбор нетрадиционных форм урока, используемых в практике работы, зависит, прежде всего, от уровня обученности класса, от уровня владения языком.

В 5-6 классах, где  уровень владения языком невысок и где мышление детей еще образное, а не абстрактное, используются в основном уроки с элементами ролевых ситуаций. Цель таких уроков: тренировка учащихся в использовании лексико-грамматического материала, контроль уровня сформированности устной  речи (как подготовленной, так и неподготовленной).

В 5-м классе, например, используются такие уроки.

Тема: «Времена года». Ситуация: К русским детям приезжает  гость из Африки, который никогда не видел зиму. Дети описывают ему русскую зиму.

Тема: «Одежда». Ситуация: Мама и дочка в отделе готового платья.

Ролевые игры и игры-викторины, «Брэйн-ринг», «Счастливый случай», «Моделирование экзамена», используются на заключительном этапе работы по теме.

Процесс организации и проведения ролевой игры включает следующие этапы:

1) подготовка;

2) проведение;

3) подведение итогов.

Подготовительный период ролевой игры начинается на первом уроке в работе по теме, когда учащимся раскрывается реальная возможность завершить тему ролевой игрой.

Подготовка учащихся

Проведение ролевой игры и игры-викторины является итогом подготовительной работы.

Основной прием, используемый на таких уроках, ситуации, создаваемые как вербальными невербальными средствами.

В 8-м классе игра – викторина «Брэйн-ринг» по теме «Школа в Германии».

В 9-м классе ролевая игра – моделирование ситуации «Вступительные экзамены на библиотечный факультет в институт культуры» по теме – «Книги – наши друзья»

Что обеспечивает живое общение на таких уроках? Это интересный сюжет ролевой игры.

На старшем этапе, когда у учащихся навык владения устной речью сформирован на более продвинутом уровне, когда учащиеся в состоянии решать различные коммуникативные задачи, используя такие формы, как урок-викторина «Счастливый случай» в 10-ом классе по теме «Германия»  и теле игра «Тема» по теме «Австрия» в 11-ом классе .

Основное содержание таких уроков составляют задания, разработанные как учителем, так и самими учащимися. Задания объединены по тематическому принципу. Эти задания предполагают ответы учащихся на вопросы учителя или друг друга. Предварительно учащиеся получают установку проработать дополнительный материал. Сюда включаются элементы  соревнования. Побеждают те учащиеся, которые наиболее полно отвечают на вопросы и сами готовят наиболее интересные задания и вопросы.

Другой формой нестандартных уроков, позволяющей совершенствовать навыки и умения разговорной речи, являются уроки «Брэйн-ринг».

Эти уроки носят соревновательный характер. Они проводятся в целях контроля усвоения лексико-грамматического материала.

Интенсивности урока способствуют разнообразные задания в различных видах речевой деятельности:

1) задавать вопросы;

2) давать варианты ответов;

3) составить вопросы самому.

В ролевых играх учащимся даются необычные по форме задания:

1) назови заглавия книг наоборот (перевёртыши);

2) отгадай по описанию сюжета названия книг;

3) назови автора книг;

4) побеседуй с гостями из Австрии, расспроси их о социальной политике, экономике, молодёжи Австрии;

5) ответь на вопросы об этой стране;

6) составь рекламу австрийского туристического агентства.

Результативность нестандартных уроков  заключаются в следующем :

1. Организуется самостоятельная работа учащихся с использованием разнообразного дополнительного материала, что способствует развитию интереса к иностранному языку.

2. Учащиеся вовлекаются в процесс познания, что обеспечивает развитие их личности.

3. Подготовка некоторых учащихся к таким урокам является предпосылкой для их дальнейшего творчества и исследовательской работы.

4. Успеваемость в классах, где проводились нестандартные уроки значительно выше.

5. Многие учащиеся из таких классов поступают на факультеты иностранных языков.

Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку. Мною была использована работа Е.С. Полат «Обучение в сотрудничестве». Краткое содержание данной технологии.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком (ИЯ) пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчёте на каждого ученика группы, отсутствие индивидуализации дифференциации обучения.

Как известно, цель обучения ИЯ в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенцией,

К сожалению, практически все учебники ИЯ не учитывают этой особенности предмета и разрабатываются в расчёте на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счёт разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения. Стоит отбирать и технически прорабатывать те из них, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 15-20 минут, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов (имеется в виду интереса к изучению ИЯ), склонностей..

Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

На уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель.  Совершенно очевидно, что в условиях классно-урочной системы, от которой наша школа пока не собирается отказываться, необходимо искать разумные компромиссы, которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих условиях.

Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидакический  концептуальный подход., предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковый материал, получить достаточную устную практику для формирования  необходимых навыков и умений.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты  творческим подходом применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - четком соблюдении основных принципов в сотрудничестве.

Практически это обучение в процессе общения – общения учащихся друг с другом, учеников с учителем  (как уже говорилось выше) обязательно на ИЯ, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в процессе его школьники поочередно выполняют различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

В результате и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной) работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент овладения языком.

Важно и другое. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на ИЯ, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это  обще учебные интеллектуальные  умения, которые приобретаются не только на уроках ИЯ. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике технологий, ориентированы именно на такие виды деятельности.   

Я провожу для этого много различных уроков. Это  деловые игры,  уроки-конференции и пресс-конференции, викторины, уроки-брэйн-ринги, уроки-телепередачи,  уроки-имитации, например, урок-имитация экзамена на библиотечный факультет института культуры. Я создаю такие условия, чтобы ученики чувствовали себя комфортно. Первые три цели игры связаны конкретным уровнем сформированности навыков иноязычной речи. Четвертая цель:  формирование положительных эмоций у учащихся, пятая - помощь учащимся сделать задачи урока личностно необходимыми им, шестая - создание для учащихся  личностно-ориентированной ситуации.

Ошибки в речи учеников не исправляются во время урока, т.к. это ведет к негативным последствиям. Ученик погружен в смоделированную ситуацию (экзамен на биб0лиотечный факультет института культуры), он не боится выступать в разных ролях, а если его прерывать, то урок не получится, не будут созданы предпосылки для развития личности, а будет присутствовать страх, сделать  ошибку, который подавляет личность.

 

Список литературы:

1. Полат Е.С. « Обучение в сотрудничестве » И.Я. в школе № 1 2000г.

2. Е.С. Полат, М.Ю. Бударина « современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Академия 2008.