Ранняя профориентация – залог успешного самоопределения и самореализации ребенка
Ранняя профориентация – залог успешного самоопределения и самореализации ребенка
Early career guidance-the key to successful self-determination and self-realization of the child
Автор: Жарикова Евгения Анатольевна
МБОУ "СОШ", с. Красное, Липецкая область, Россия
e-mail: zharikova.evgeniya@mail.ru
Zharikova Evgeniya Anatolyevna
School, Krasnoye, Lipetsk region, Russia.
e-mail: zharikova.evgeniya@mail.ru
Аннотация: Как помочь школьникам в выборе их профессионального пути? Когда нужно начинать работу по профориентации? Грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе – подготовительный этап социализации школьников.
Abstract: How to help schoolchildren choose their professional path? When should I start working on professional orientation? A well-constructed system of vocational orientation work in primary school is a preparatory stage of socialization of schoolchildren.
Ключевые слова: профессия, профориентация, самоопределение, самореализация.
Keywords: profession, professional orientation, self-determination, self-fulfillment.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
В мире много профессий,
Нужно выбрать одну.
Кто-то в космос стремится,
Полететь на Луну.
Кто-то будет военным,
Охранять наш покой.
Ну, а кем же ты будешь?
Нам секрет свой открой!
В. Кириллова
На определенном этапе своего развития каждый человек сталкивается с жизненно важным вопросом: «Кем быть?», с проблемой выбора будущей профессии. Чтобы выявить у ребенка определенные склонности к какой-либо сфере деятельности, ему на помощь должны прийти учителя, родители, старшее поколение.
Говоря о ранней профориентации школьников, следует понимать, что это не выбор детьми конкретной профессии, а формирование у них готовности к профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение – один из главных компонентов составляющих процесса социализации ребенка, т. е. стремление его совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Процесс этот длительный и многоступенчатый.
Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Начинать её необходимо ещё в дошкольном возрасте. Ведь у человека все закладывается с детства, профессиональная направленность в том числе.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. С младшего школьного возраста необходимо развить у ребенка веру в свои силы, путем поддержки его начинаний: будь то творчество, спорт, музыка или техника. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в начальных классах, тем лучше он будет понимать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Цели профориентационной работы в начальной школе: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, расширение знаний о мире профессий, развитие интереса к учебно – познавательной деятельности.
Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
· знакомство с трудом окружающих людей с их профессиями и профессиональными качествами,
· воспитание уважения к людям труда,
· выявление интересов, способностей и наклонностей учащихся, через участие в различных видах деятельности (игровой, трудовой, социальной, исследовательской),
· воспитание у школьников стремления к самопознанию, самоопределению.
В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы. Наиболее эффективными являются: экскурсии, тематические классные часы, беседы, игры, проектная и исследовательская деятельность, а так же участие детей в различных конкурсах, в общественно-полезном труде.
Перед учителем встает вопрос: Как интересно рассказать детям о разных профессиях? Ответ найти несложно, нужно показать детям, как трудятся взрослые. Отправляясь на экскурсию, с детьми я провожу беседу по следующим вопросам: Что вы знаете о профессиях людей, работающих на данном предприятии? Какой информацией владеете от родителей, из книг и телепередач? Что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией? Какие учебные предметы помогут обрести эту профессию?
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире труда, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.
Для учащихся начальных классов мною были организованы экскурсии в пожарную часть, в музей, на хлебозавод и молочный завод, в редакцию газеты «Заря Красного». После завершения экскурсий обязательно беседуем с детьми о том, что нового они узнали, посетив то или иное место. Ученики оживленно делятся своими впечатлениями, эмоциями. Они называют профессии, с которыми познакомились, перечисляют квалификационные качества представителей этих профессий, выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат), объясняют роль труда в благополучии человека.
Одной из технологий ознакомления школьников с профессиями – является проектная деятельность, которая основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию и позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и увлекательным.
Цель любого проекта по профориентации – выработка у школьников сознательного и положительного отношения к труду. Мои обучающиеся с удовольствием участвовали в таких проектах, как «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии моих родителей», «Книга профессий для младших школьников» и др.
Вот такое стихотворение написала ученица второго класса о занятиях своих родителей:
Водит автобус мой папа и дед.
В рейсе с утра, перерыв на обед.
Езда у них по расписанию,
Доставить нужно пассажиров
В конечный пункт без опоздания.
Мама работает экономистом.
В банк она ходит и пишет отчет.
Знает компьютер она в совершенстве,
План составляет, ведёт деньгам счёт.
Со своими работами дети принимают участие в различных творческих конкурсах: «Алмазные грани», «Базовые национальные ценности» и занимают призовые места.
Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений, территории вокруг школы. На хлебозаводе повара-кондитеры показали детям, как изготавливается печенье, а затем разрешили школьникам самим поучаствовать в этом деле. В результате каждый вырезал своё печенье и был в восторге от дегустации. Такие пробы – ориентировочные действия для получения информации опытным путем. Они развивают интерес, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых
Воспитать в детях живой интерес к миру разных профессий помогают встречи с интересными людьми. Цель этих встреч – дать ученикам представление о различных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей, расширять словарный запас; воспитывать уважение к людям различных профессий. Встречаясь с работниками газеты «Заря, Красного», узнали о том, чем занимаются люди в редакции. Сотрудники провели экскурсию для школьников и наглядно показали, как происходит создание очередного номера газеты. Главный редактор познакомил ребят с корреспондентами. Это с их работы начинается каждый номер газеты: нужно найти необходимый материал, написать статью. И это очень сложный труд, для которого нужно не только образование, знание русского языка, а ещё умение общаться с людьми, правильно и доступно излагать материал.
Следующая встреча была с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС. Дети с большим интересом слушали рассказ очевидцев о трудностях, с которыми столкнулись люди разных профессий, устраняя аварию.
А встреча с Вячеславом Чиркиным, Александром Титовым помогла ребятам не только познакомиться с профессией писателя, но и узнать о мастерстве людей, которые помогают книгам попасть на прилавки магазинов и книжные полки.
Учителя и родители должны понимать, чтобы ребёнок больше узнал о различных специальностях, он должен в них поиграть, прочувствовать их. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости. В игре успешно развиваются его личность, интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Проводимая в начальной школе профориентационная работа является пропедевческой, т. е. предваряющей основную, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению в средней школе.
Цель учителя начальных классов: через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера, а выбор профессии – ответственное дело, которому следует уделять внимание с раннего детства.