Игры, направленные на активизацию учебной деятельности на уроках окружающего мира
Игры, направленные на активизацию учебной деятельности на уроках окружающего мира по системе Л.В. Занкова
Games aimed at revitalizing the learning activities in the lessons of the world around L.V. Zankov
Автор: Чередниченко Ирина Викторовна
МБОУ "СОШ № 1", г. Ардон, РСО-Алания, Россия.
email: ktsoeva.irina@yandex.ru
Cherednichenko Irina Viktorovna,
School No. 1, Ardon, RSO-Alania, Russia.
email: ktsoeva.irina@yandex.ru
Аннотация: Начальная школа – это первая ступенька в длительном процессе накопления знаний об окружающем мире. В дальнейшем отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природным объектам.
Abstract: Elementary school is the first step in the long process of accumulating knowledge about the world around them. In the future, children's attitude to nature will largely depend on whether they realize the value of nature in human life, its diverse ties with the natural environment, how deeply will be brought up aesthetic and moral attitude to natural objects.
Ключевые слова: рабочая программа, дидактические игры, развивающие игры, интерактивные игры.
Keywords: working program, didactic games, developing games, interactive games.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Игры, направленные на активизацию учебной деятельности на уроках окружающего мира по системе Л.В. Занкова
Автор: Чередниченко Ирина Викторовна
МБОУ "СОШ № 1", г. Ардон, РСО-Алания, Россия
Актуальность направленности, представленной к рецензированию статьи, не вызывает сомнений, в виду того, что для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик, лежащего в основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов: единство теории и практики, междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса.
Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте я - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка младшего школьного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Поэтому задача педагога мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры педагог вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей.
Статья Чередниченко И.В. отражает цели, ценности, парадигму современного младшего школьного образования в соответствии с ФГОС.
Итак, представленные на рецензирование материалы, выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично отражает современную образовательную парадигму и отвечает ФГОС. Даная статья может быть рекомендована к печати и к применению в условиях работы с детьми младшего школьного возраста.
Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Тычина
Начальная школа – это первая ступенька в длительном процессе накопления знаний об окружающем мире. В дальнейшем отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природным объектам.
Л.В. Сухомлинский считал, что необходимо детей вводить в природу так, чтобы каждый день он делал бы для себя открытие, чтобы каждый его шаг был бы путешествие к чудесам в природе, облагораживал душу ребёнка
Этому способствует курс Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир» в системе Л.В. Занкова.
Это интегрированный курс, включающий в себе материалы из таких наук, как астрономия, история, география, биология. Так у детей складывается понятие о единстве и целостности окружающего мира.
Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки.
С первого по четвёртый класс чётко прослеживается связь живой и неживой природы, роль человека в развитии общества на разных этапах истории, развитие прогресса и вмешательство человека в природные процессы.
Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность.
- формировать умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
- воздействовать на развитие эмоционально волевых, нравственных качеств личности, на осознанном уровне представлять науки, помогающие познавать окружающий мир.
Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание содержанию и формированию основ экологической культуры. Потому что культура поведения человека не возникает сама собой.
Зачастую образцы поведения детей в окружающей среде преподносятся детям преимущественно в готовом виде: «не ломай!», «не шуми!», «не кричи!», «не топчи!», «не рви!», «не вреди!» и т. д. Но как говорил ещё К.Д.Ушинский, подобная «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит». И такие правила чаще всего или не выполняются детьми, или выполняются только под строгим контролем взрослого. Не всегда и взрослые служат достойным примером для подражания, часто грубо нарушая правила экологической этики. Поэтому правила своего поведения ребёнок должен не только знать, но и понимать необходимость их выполнения.
В учебниках Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. «Мы и окружающий мир» нет ни одного запрещающего правила. Весь материал учебника построен таким образом, чтобы дети, основываясь на личных наблюдениях, ранее полученных знаниях, проделанных опытах сами делали заключения и выводы.
Наряду с традиционными методами обучения активно использовались проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствовали повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Формы работы на уроке:
- интегрированные уроки, интеграцию осуществлять можно с любым предметом: чтением, математикой, ИЗО, музыкой, технологией, русским языком;
- урок с использованием мультимедийных средств;
- урок – исследование;
- урок – игра;
- урок – путешествие.
Учебные занятия предусматривают разные виды деятельности детей: игра, беседа, обсуждение, наблюдение, опыты и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, игровых технологий, информационных технологий.
На уроках можно использовать:
- дидактические игры (Где растет? Деревья, кустарники, травы; Летает – не летает; Назови детенышей; Съедобное – несъедобное; Кто где живет и чем питается? и т.д.)
- различные конкурсы (например, конкурс «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья» и др.);
- конкурс знатоков, грибников и т.д.;
- решение логических задач (О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первые распустила, запахом медовым пчел приманила?);
- решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач;
- решение экологических задач;
- рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;
- викторины для всезнаек;
- загадки;
- выставки;
- ролевые игры;
- создание макетов, моделей.
Развивающие игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент. Сообщение темы и целей урока (Кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.);
- проверка домашнего задания (Игра, например, «Жизнь леса», графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.);
- работа над новой темой (проект, интерактивная игра, чтение произведения с проблемно-поисковыми вопросами и заданиями, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного и т.д.);
- продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.);
- закрепление изученного (проблемные вопросы, игры, тестовые задания).
Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связано с повседневной жизнью – все это не даст заскучать во время занятий.
Анализ литературы и практики преподавания подвел нас к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.
Наблюдая за усвоением учащимися данных тем, я заметила, что дети младшего школьного возраста испытывают большие трудности при работе с географической картой. Ребятам трудно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте, потому что у них ещё не сформировано представление пространства, не развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве.
Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, можно использовать следующие игры:
Играем в «лучшего знатока карты».
Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:
- Покажи самый большой материк.
- Покажи материк-остров.
- Назови и покажи самый большой природный холодильник.
Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты.
Игра «Узнай по описанию».
Ученик выходит к доске, все закрывают глаза, а он показывает и описывает какой-то географический объект. После этого дети открывают глаза и называют, что он показывал. Например, первоклассник уже легко может дать такое описание: «Этот материк омывают два океана Атлантический и Индийский, он второй по величине после Евразии. Какой материк я показал?». Чем старше ученик, тем полнее и сложнее описание.
Предлагаю на уроках вопросы-загадки, например:
- Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?
- Какой материк выходит ко всем океанам?
- Какой океан омывает все материки кроме Африки?
- Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте своего проживания.
Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения.
Итак, игра помогает учителю управлять деятельностью младших школьников по изучению и охране природной среды. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям, к их поступкам, поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.
Интерактивные игры помогают детям познавать мир и строить с ним свои отношения. Проходя их, ребенок учится думать, развивает логику, различные виды мышления оценивает продукт своей деятельности, извлекает информацию из источника, закрепляет полученные знания. В большинстве заданий использованы интерактивные средства, которые при желании можно перестроить для других заданий и любого предмета. Задания можно использовать при закреплении, обобщении, изучении нового материала. Использование данных ИС позволяет разнообразить работу на уроке, привлечь внимание детей и активизировать работу, экономит время урока и не требует больших затрат по времени учителю.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками является игра.
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Литература:
1. Зубарь С.В. Моя помощница – игра. // Начальная школа, 2003 №2.
2. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. – С.-Пб.1995. Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007г.
3. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова.- Самара.
4. Чутко Н.Я. Игра и учебная деятельность детей. // Начальная школа, 2001 №4.
5. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. -М., 1994.