Технология продуктивного чтения

Дата публикации: 2020-02-17 02:32:20
Статью разместил(а):
Слезак Елена Вениаминовна

Технология продуктивного чтения

Productive reading technology

 

Автор: Слезак Елена Вениаминовна

МАОУ «Лицей № 11», г. Красноярск, Россия

e-mail: vitaminka129@mail.ru

Slezak Elena Veniaminovna

Lyceum No. 11, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: vitaminka129@mail.ru

 

Аннотация: В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Abstract: in the educational system "School 2100" there is a common technology for all lessons to form the type of correct reading activity "technology of productive reading", which provides understanding of the text by mastering the techniques of its development at the stages before reading, during reading and after reading.

Ключевые слова: технология, чтение, развитие.

Keywords: technology, reading, development.

 

С каждым годом становится всё меньше детей, которые любят читать. А ведь чтение связано со всеми другими школьными дисциплинами. И поэтому уже в начальной школе необходимо учить работать с текстом, выделять в нём главное. Не только предъявление текста на экране, но и работа с текстами учебников требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика. 

Интересна технология продуктивного чтения по программе "Школа 2100". Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как:

- личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;

- познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;

- регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму);

- коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, я проектирую постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. При изучении художественных произведений главное для меня «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. В процессе увлекательной поисковой работы пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь.

По заранее подготовленным мною опорные словам, дети определяют цель урока, формулируют тему, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Чтение превращается в увлекательное и познавательное дело. 

В моем распоряжении рабочие тетради по литературному чтению для учеников начиная с 1 по 4 класс. Рабочие тетради очень грамотно составлены, задания предлагаемые авторами увлекают детей, пробуждают в них творчество и любовь к чтению. Таким образом мы проделываем интереснейший путь от «Капельки солнца» к «Океану света».

Я считаю необходимым вооружить ребенка приемами понимания прочитанного. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора, и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, а может быть, и просто невозможно. Но можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.

Часто ребята, читая текст, не осознают того, что не понимают значения многих слов, и это очень мешает пониманию. Важнейшим направлением в своей работе я считаю словарную работу. Она может проходить как перед чтением, так и в процессе чтения. Например, при первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагаю выделять для себя непонятные слова, смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения. Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием, как подбор синонимов. Повышает культуру умственного труда и расширяет словарный запас школьников работа с толковыми и другими словарями.

Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности я считаю обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Мои наблюдения показывают, что составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения.

При чтении произведения я стараюсь помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого чтения. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Диалог с автором использую при анализе не всех произведений. В учебники литературного чтения включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа. При обучении диалогу с автором я стараюсь научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые, включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, дети прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод, учу ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.

Данную технологию я применяю не только на уроке чтения. В учебниках русского языка основу многих упражнений составляют отрывки из художественных, научно-популярных произведений, газетных публикаций. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы высказывания, выделение его частей и т.п. При работе с такими упражнениями учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании.

Такая работа с текстом нацелена на формирование умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

Любовь к чтению не проснется сама собой, ее необходимо разбудить в каждом ученике. У каждого ученика есть талант, тяга к знаниям и любовь к чтению. Современная школа-это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

 

Список литературы:

  1. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8.
  2. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1.