Использование приемов технологии критического мышления

Дата публикации: 2020-03-27 11:46:12
Статью разместил(а):
Сафончик Галина Викторовна

Использование приемов технологии критического мышления

Using critical thinking techniques

 

Автор: Сафончик Галина Викторовна

МБОУ "СОШ № 7 "Эдельвейс",  Находка, Россия.

e-mail: gsafonchik@mail.ru

Safonkhik Galina Viktorovna

School  №7 Nkhodka, Russia

e-mail: gsafonchik@mail.ru

 

Аннотация: Технология «Развитие критического мышления» помогает строить учебный процесс на научно-обоснованных  закономерностях взаимодействия личности и информации, технологи направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Abstract: Critical Thinking Technology helps build the learning process on evidence-based patterns of personal and information interaction, technologists are focused on developing information skills, analysis skills and apply this information.

Ключевые слова: технологии критического мышления, педагогический приём, учебный процесс.

Keywords: critical thinking technologies, pedagogical technique, learning process.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» 

(античная поговорка) 

 

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательным программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приемы и современные общеобразовательные технологии. Меня заинтересовала технология «Развитие критического мышления». Так как эта технология помогает строить учебный процесс на научно-обоснованных  закономерностях взаимодействия личности и информации, технологи направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приемах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Цель моей работы: показать использование различных приёмов технологии развития критического мышления учащихся общеобразовательных школ на примере уроков литературы и окружающего мира в 4 классе.

Для реализации этой цели мною  поставлены следующие задачи:

·         раскрыть сущность технологии развития критического мышления;

·         показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления;

·         показать приёмы организации образовательного процесса, основанные на технологии развития критического мышления.

Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация урока.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Я предлагаю сейчас рассмотреть приёмы стадии «Вызова» на уроке окружающего мира в 4 классе.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Солнце».

Прочитай тему урока.

Запиши несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову. Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвиться.

Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Ребята, вы все видели солнце.

А как вы думаете, что же такое Солнце?

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:    

Солнце – это…

… - космическое вещество

… - огонь, греющий Землю

… - горящий шар и др. предположения.

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?

Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце.

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир глазами эколога».

Человек отравится грязной водой.

Человек погибнет от голода.

Человек задохнётся ядовитым воздухом бросают в воду мусор.

 Человек уничтожает животных.

Без животных не будет растений, не будет мяса, молока.

Промышленные предприятия отравляют воздух. Леса вырубаются.

Каково будущее человечества, которое не бережёт природу?

«Мозговая атака» проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся обмениваются информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

«Свойства воздуха» 3 класс.

Как вы думаете, какие свойства имеет воздух? Ребята выдвинули следующие утверждения:

Воздух имеет определённую форму.

Воздух невозможно сжать.

В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.

Воздух не имеет массу.

Воздух не может сохранять тепло.

Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.

На этом этапе начинаем работать над кластером. Приём «мозговая атака» способствует созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

Очень нравится моим ученикам приём «Верите ли вы, что …». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Поиграем в игру «Верите ли вы, что …» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Земля – это одна из планет солнечной системы.

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.

Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления.

Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Делайте пометки. Я предлагаю вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Например, такую таблицу «инсерт» составили на учащиеся на уроке окружающего мира в 4 классе. Тема: «Солнце».

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

·         Солнце находится на небе, значит оно небесное тело.

·         Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли.

·         Солнце – это раскалённая звезда.

·         Как возникла Солнечная система?

·         Солнце даёт нам свет и тепло.

·         Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли.

·         Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

·         Солнце имеет форму шара.

·         Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров.

·         Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной?

·         Солнце похоже на клубок, значит оно круглое.

·         Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца 15-20 миллионов градусов.

Так же таблицу «ЗХУ» (Знаю. Хочу знать. Узнал) начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.

Приём Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Тема урока: А.П. Чехов. «Белолобый».

Мнительная

Слабое чутьё

Слабое здоровье

Заботливая мать

Волчица вызывает жалость

Какие чувства вызывает волчица?

Всё её пугало

Часто сбивалась с дороги

Могла питаться только падалью

Хоть и голодна, несёт добычу детёнышам

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Приём  «Толстые и тонкие вопросы».

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?(тонкие вопросы) 

?( толстые вопросы) 

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Например, «тонкие» и «толстые» вопросы по теме: «Патриоты России» (Окружающий мир , 4 класс)

Какие опасности угрожали России в начале ХVII века?

Почему К. Минина и Д. Пожарского мы называем патриотами России?

Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края».

Ромашка Блума.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые».

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1. Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.

Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся

 Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Шесть шляп», «Эссе» и другие.

Окружающий мир. 4 класс, «Незаметные защитники урожая».

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

·         Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.

·         Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.

·         Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.

·         Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.

·         Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.

·         Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Ментальные карты.

«Ментальная карта». Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей и оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".

При создании карты мы используем цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета). Для начала выделяем тему, проблему или предмет для отображения в центре карты От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, более тонкие. Сначала оформляем основные идеи, а затем уже их редактируем, стараемся сделать ее более понятной и красивой.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Вывод: в заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы  технологии развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:

- Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;

- Повышать познавательное отношение к прочитанному;

- Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

- Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.

- Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов.

- Изменила отношение детей к учёбе.

- Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

- Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.

- Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.

- Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.