Формирование базовых семейных ценностей младших школьников

Дата публикации: 2020-05-14 11:23:56
Статью разместил(а):
Зарубина Екатерина Анатольевна

Формирование базовых семейных ценностей младших школьников на примере изучения терминов родства, представленных в УНТ

The formation of basic family values of elementary school students on the example of studying the terms of kinship presented in CNT

 

Автор: Зарубина Екатерина Анатольевна

МБОУ "СОШ № 12", г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия.

e-mail: zarubina12@list.ru

Zarubina Ekaterina Anatolyevna

School № 12, Noyabrsk, Yamal-Nenets Autonomous Okrug, Russia

e-mail: zarubina12@list.ru

 

Аннотация: С каждым годом семейные ценности приобретают особую актуальность, так как  снижается уровень развития ценностных ориентиров и утратой семейных ценностей, становится менее значительной социальная роль матери и отца. 

Annotation: Every year, family values acquire special relevance, as the level of development of value guidelines decreases and the loss of family values, the social role of mother and father becomes less significant.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, школа, пословицы.

Keywords: family, family values, school, proverbs.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

В педагогической литературе, несмотря на многочисленность трактовок определения семьи, в настоящее время нет единого мнения. Вместе с тем исследователи едины в том, что семья – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. При помощи и поддержки семьи ребенок делает первые шаги и произносит первую речь, в ней он находит тепло и ласку, становится членом общества, получая первый социальный опыт, здесь формируется его сознание. Семья – это крошечное государство со своими жителями и законами, созданное на любви и уважении. Каждая крепкая и сплоченная семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают этой ячейке общества сохранить свою целостность [8].

Т.А. Куликова, Е.И. Новикова Л.И. Савинов подчеркивают, что семейные ценности отражают гуманистические общечеловеческие идеалы добра, справедливости, милосердия. Именно  семья объединяет общечеловеческие ценности в одно целое [3].

Семьи нового поколения отличаются от предыдущих снижением уровня развития ценностных ориентиров и утратой семейных ценностей, становится менее значительной социальная роль матери и отца. В настоящее время степень внутрисемейных ценностных ориентаций  младших школьников значительно снизилась. В повседневном общении, дети не пользуются  терминами родства, не знают, кого из родных называют: золовкой (сестра мужа), деверем (брат мужа), кумой (крёстная мать по отношению к родителям крестника), мачехой (жена отца по отношению к детям), отчимом (неродной отец, другой муж матери), шурином (брат жены), свояченицей (сестра жены).

Согласно разработанным программам в рамках ФГОС, обращение к фольклору открывает возможности сохранения человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания младших школьников. В народных высказываниях, песнях, играх, пословицах и поговорках заложен полезный материал для формирования этических компетенций учащихся, для увеличения эстетических потребностей и возрастания культурного уровня [4].

Пословицы о семье отличаются друг от друга по содержанию. К примеру, пословицы о труде (только трудом держится дом); о доверии к родителям, родным, окружающим людям (нет доверия – нет любви); о верности (без верности далеко не уедешь); о взаимопонимании (согласного стада и волк не берет); об уважении (кто родителей почитает, тот век не погибает). На этапе знакомства с устным народным творчеством дети слушают пословицы и поговорки, сравнивают их по смыслу и содержанию [7].

Особую значимость в образовательной деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения имеет изучение русских народных сказок, которые содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и формирования у него высоких моральных качеств. Характерной чертой русского сказочного фольклора является обязательное наличие родителей: даже если они не несут никакой функциональной нагрузки, сообщается, что они у героя есть или были, но умерли. Это соответствует духу христианской морали: все люди имеют свою семью [2].

Сказка впитала в себя все существующие модели отношений родители – дети. В них входят: родители – дитя (семейные отношения в сказке, как правило, даны с одним ребенком, а не одновременно со всеми имеющимися); отец – сын; отец – дочь; мать – сын; мать – дочь. Главным чувством родителей к ребенку является любовь. В сказке любовь к ребенку проявляется в разлуке с ним. “Вот мужик с бабой живут и дни считают. Не терпится им сына увидать. Скорее бы год прошел”. Но сказка не дает мотива ожидания и тоски по ребенку, если сын уезжает бессрочно.

Русская народная волшебная сказка не дает конфликтной ситуации между родными матерью и дочерью. Между ними - только взаимная любовь и забота (исключая сказки, где мать = мачехе – “Василиса Прекрасная”). Сказка о мачехе и падчерице дает сопоставление двух типов семей, двух типов матерей и дочерей. Идеальной семьей является та, где родные оба родителя. Каждую настоящую семью связывает единая семейная жизнь, а общее всегда ставится выше личного. При знакомстве со сказкой дети встречают родословные термины, но не всегда понимают их смысл. По этой причине теряется понимание взаимоотношения между героями [5].

С целью выявления уровня знаний терминов в родословии и степень внутрисемейных ценностных ориентаций была проведена диагностика родителей и учеников. Анкетирование проходило в двух параллелях 3 и 4 классах: 92 младших школьников и 87 родителей /опекунов. 

Список диагностических заданий-методик следующий:

- теоретический опрос «На свет появился – с людьми породнился», позволяющий  оценить уровень знаний, полученных ранее о терминологии в родословии;

- задание «Анкета для учащихся и родителей-1», направленное  на выявление степени внутрисемейных ценностных ориентаций младших школьников;

- задание «Анкета для учащихся и родителей-2», направленное на выявление степени внутрисемейных ценностных ориентаций родителей младших школьников.

Теоретический опрос «На свет появился – с людьми породнился» ставил целью оценить уровень знаний, полученных ранее о терминологии родства, и умения анализировать теоретический материал. Опрос состоял из 9 вопросов и имел следующий вид:

Мальчик для мамы и папы - …

Мать и отец жены для мужа - ...

Мать и отец мужа для жены - … и др. [6].

Целью задания «Анкета для учащихся и родителей 1» является выявление степени внутрисемейных базовых ценностных ориентаций младших школьников. Задание «Анкета для учащихся и родителей 2» - выявление степени внутрисемейных базовых ценностных ориентаций родителей младших школьников.

Проанализировав результаты теоретического опроса, мы пришли к выводу, что высокий уровень владения терминологией в родословии выявлен только у 6-ти испытуемых (6%), средний уровень  владения терминологией в родословии выявлен у 16-ти детей (17%), низкий уровень  владения терминологией в родословии продемонстрировали 70 опрошенных (77%). Следовательно, по итогам теоретического опроса преобладает низкий уровень владения терминологией в родословии, что указывает на необходимость более тщательной и разносторонней работы по формированию навыков  владения терминологией в родословии.

По результатам второго и третьего анкетирования, мы получили следующие результаты: высокий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций младших школьников выявлен у 23-х детей (25%), средний уровень   внутрисемейных базовых ценностных ориентаций 38-ми испытуемых (41%), низкий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций выявлен у 31 ребенка (34%). Среди родителей выявляются следующие результаты: высокий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций родителей/опекунов выявлен у 67-ми (77%), средний уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций 15 испытуемых (17%), низкий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций выявлен у 5-ти родителей (6%).  Следовательно, по итогам второго и третьего задания преобладает средний уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций школьников и высокий уровень у родителей, что также указывает на необходимость более тщательной и разносторонней работы по формированию внутрисемейных ценностных ориентаций младших школьников.

Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. С 1 по 4 классы начальной школы бесценными возможностями для формирования у учащихся представлений о семейных ценностях обладают уроки русского языка и литературного чтения. Например, в 3 классе (УМК «Школа России») в разделе «Устное народное творчество» дети знакомятся с идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений, доверия к родным, желанием помочь слабому и беззащитному: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка Бурка» и другие.

Семейное чтение русских народных сказок, изучение пословиц и поговорок, не только обогащает детей и родителей знаниями о семье, чистоте отношений, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи. На уроках и во внеурочной работе, следует использовать доступные средства для положительных результатов работы с детьми: организация познавательных бесед о семье, конкурс чтецов, оформление выставок с участием родителей, проведение школьных проектов, оформление классного уголка с использованием фольклора для родителей и младших школьников [1].

Основной целью системы работы по формированию семейных ценностей в условиях деятельности образовательной организации является формирование отношения к семье как к высшей ценности для человека, взращивание духовно-нравственных и базовых семейных ценностей, психологическая и педагогическая поддержка семьи. Фольклор является ценнейшим материалом для использования на занятиях в процессе формирования базовых семейных ценностей младшего школьника, где проявляется ум народа, его национальная история, быт, мировоззрение и семейные уклады. Постепенно каждый младший школьник приходит к выводу, что ни в одной из форм языкового творчества народа не существует того проявления ума, поведения, так не раскрывается его национальная история, мировоззрение, быт, как в устном народном творчестве.

 

Список литературы:

1. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384.

2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. -224 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.  

5. Щекина О.А. Теоретические обоснования формирования семейных ценностей у школьников // Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. – СПб, 2015. – С. 6-14.  

6. Яковлева Е.А. Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке // Роль  классических университетов в формировании инновационной среды регионов: Формирование коммуникативной и лингвокультурологической  компетенций тюркоязычных учащихся и студентов в диалоге русской и родных культур: Материалы семинара. 2-5 декабря 2009 г. / Л.Г. Саяхова, отв. ред. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009, с.284-289.