Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников
Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников
Interactive teaching aids as a means of improving the quality of primary school education
Автор: Барсукова Карина Рафиковна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», г. Саранск, Россия.
e-mail: karina.sattar@gmail.com
Barsukova Karina Rafikovna
Secondary school No. 10, Saransk, Russia
e-mail: karina.sattar@gmail.com
Аннотация: статья рассматривает значимость интерактивных дидактических пособий в образовании учащихся начальных классов. В качестве примеров приведены такие пособия, как лэпбук и интерактивная тетрадь.
Abstract: the article considers the importance of interactive teaching AIDS in the education of primary school students. Examples include manuals such as a laptop and an interactive notebook.
Ключевые слова: образование младших школьников, дидактическая игра, интерактивные дидактические пособия, наглядные пособия, лэпбук, интерактивная тетрадь.
Key words: primary school education, didactic game, interactive teaching AIDS, visual AIDS, lapbook, interactive notebook.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Детство является этапом активного развития, воспитания и обучения детей. Интеллектуальные способности учащихся начальных классов уже развиты до определенного уровня, но непосредственно в это время требуют внешней поддержки и дополнительной мотивации. Из чего можно заключить, что в своей деятельности целесообразно отдавать предпочтение таким приемам и формам обучения, которые наиболее близки к свойственной детской обстановке. Известный факт, что игра есть природный путь познания ребенком окружающего мира. Кроме этого, она является наиболее естественным и посильным способом к усвоению теми или иными понятиями, знаниями, умениями.
Используя в своей работе интерактивные дидактические игры и наглядные пособия, возможно формирование умения систематизировать, классифицировать, оценивать, осмысливать, закреплять, приобретать навыки свободного общения с одноклассниками.
Благодаря использованию интерактивных дидактических игр и наглядных пособий, педагогический процесс проходит в простой и увлекательной форме, складываются благоприятные обстоятельства для естественного становления мыслительного творчества детей, а также его проявления.
Для учащихся весьма необходимо чувствовать окружающий их мир на эмпирическом уровне, рассмотреть, прикоснуться, заметить, услышать и, подобным образом, оценить и осознать взаимосвязь предметов и окружающей действительности. Поэтому основная цель педагогов и родителей вовлечь в педагогический процесс максимальное количество интересных игр, разбавляющих однообразные занятия, обучающие общению со сверстниками, развивающие детей и мотивирующие их к учебе.
Интерактивный дидактический материал – это отдельный вид наглядного учебного пособия, помогающий организовать педагогический процесс в условиях целенаправленного обучения. Он рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные и индивидуальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей.
Работа с разнообразными видами интерактивной наглядности – анализирование картин и иллюстраций, различных макетов и моделей, рассматривание графиков, чертежей и т.д. – содействует осмысленному пониманию тех явлений, в которые педагог посвящает учащихся.
Использование интерактивного дидактического материала привлекает внимание к приобретаемым знаниям, открывает новые горизонты по рассматриваемым вопросам, снижает утомляемость и, в общем, упрощает педагогический процесс.
Дидактическая игра – один из ключевых методов обучения, воспитания и развития учащихся начальных классов, т.к. она соответствует их психологическим и возрастным особенностям. Это, в первую очередь – обучающая игра. Посредством ее использования происходит изучение и закрепление представлений, развитие умений и навыков. Дидактическая игра не только обучает, но также совершенствует мыслительные способности, эмоции, волю, содействует развитию интеллекта, знакомству с новыми понятиями, их синтезу и закреплению.
Актуальная задача современного образования в России – «научить учиться самому». Перед педагогами поставлена цель научить учащихся определять цели и задачи собственной деятельности, находить способы их решения, а главное, находить нужные сведения для решения поставленного вопроса среди многообразия изученного материала и дополнительной информации. В рамках реформирования образования, педагогам важно искать нетрадиционные методы и технологии обучения, способствующие обучению и воспитанию человека, который необходим современному обществу, человека, который может неординарно рассуждать, предлагать и воплощать в жизнь различные идеи.
Главной задачей применения дидактических пособий является увлечение учащихся процессом знакомства с окружающей действительностью, а также развитие интеллектуальной активности и творческого мышления.
Главные достоинства интерактивных дидактических пособий:
- универсальны и практичны в работе;
- развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- являются «ярким пятном» предметно-развивающей среды;
- возможность ознакомиться с новой информацией и закрепить приобретенные знания в форме игры.
Использование интерактивных дидактических пособий в процессе обучения младших школьников актуально и играет важную роль: взаимодействие и сотрудничество всех обучаемых, а не только между педагогом и учеником; яркая наглядность для объяснения темы урока; учащиеся получают возможность самостоятельно познакомиться с новым материалом; повышается эффективность освоения материала.
Теперь для педагогов мало быть компетентным в своей профессиональной области и уметь передавать свои знания учащимся, поиск активных методов обучения является наиболее практичным и действенным путём, способствующим обучению младших школьников.
На данном этапе развития общества наиболее актуальным является использование лэпбуков и интерактивных тетрадей. Остановимся подробнее на данных видах интерактивных дидактических пособий.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Это сравнительно новая технология обучения.
Данное средство обучения пришло в Россию из США и в нашей стране пока не получило широкого распространения. Лэпбук – это самодельное интерактивное портфолио с конвертами, «открывашками», карманами, приложениями, подвижными конструкциями и элементами, в котором размещены материалы по определенной теме. Кроме того, это интересный вариант для представления исследовательской работы, в процессе подготовки которой учащийся детально изучит материал и систематизирует его. В дальнейшем рассматривание портфолио позволит быстро повторить пройденные темы.
Говоря об учащихся 1-2 классов, то изготовление лэпбука – отличная возможность привлечь родителей к сотрудничеству в педагогической работе. Так как лэпбук, прежде всего, учебное пособие, необходимо заранее обдумать, какие аспекты он будет включать для полного раскрытия проблемы. Содержимое портфолио может охватить общую информацию, а также более детальную; наглядность; литературные фрагменты, элементы фольклора и т.д. Весь подобранный материал располагается в конвертах, карточках, различных движущихся конструкциях и т.д. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это обобщенный тип книги, учебника и наглядного материала, нацеленный на процесс становления у учащихся творческого мышления, который помогает думать и работать креативно внутри определенной тематики, расширяя не только кругозор, но и развивая навыки и умения, содействующие преодолению трудностей и решению предложенной задачи.
Особенность интерактивной папки в том, что учащиеся самостоятельно подбирают информацию, анализируют ее, соединяют отдельные части в одно общее, творчески подходят к оформлению своего проекта. Работая над каждой частью лэпбука, учащийся сосредотачивается на конкретном понятии, предмете или свойстве более широкой темы. Выполняя задание индивидуально, ребенок самостоятельно исследует проблему, систематизирует информацию и оформляет свой проект, при этом полагается только на себя. В подобной деятельности нуждаются учащиеся, которым трудно находить общий язык с другими, если они застенчивы и не уверены в себе. Эта работа раскрывает ребенка и его потенциал перед педагогом и сверстниками. С точки зрения социализации в обществе, полезной формой решения поставленной задачи является сотрудничество 3-5 учащихся в одной группе. Здесь младшие школьники учатся строить свои рабочие взаимоотношения на желании выполнить задание по максимуму.
Другим не менее интересным и эффективным дидактическим пособием в образовании младших школьников является интерактивная тетрадь. Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Она содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем.
Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.
Интерактивные тетради решают следующие задачи:
- плотно сжатая информация по рассматриваемому вопросу;
- наглядное представление учебного материала;
- упорядочивание трудной для восприятия информации;
- подробное осмысление и усвоение изучаемой темы;
- частое повторение и закрепление материала по изученной теме;
- интеллектуальное и творческое развитие.
Интерактивная тетрадь – это простой блокнот или тетрадь, которая включает различные кармашки, окошки, вкладки, дверки, карточки и т.д. Эта тетрадь позволяет ознакомиться, исследовать, повторить учебный материал в увлекательной форме, учащиеся постоянно рассматривают их в свободное время. Данное дидактическое пособие представляет возможность визуализировать изученный материал, а также применять знания и умения, полученные на занятиях по определенной теме. Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять.
Интерактивные дидактические пособия отвечают требованиям, предъявляемым современному образованию. Учащиеся не просто изучают ту или иную тему, но и обучают подробно рассматривать проблему, ставить цели и достигать их, нестандартно организовывать подобранную информацию. Они информативны, полифункциональны, вариативны и т.д., являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка.
Список литературы:
1) Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
2) Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева – Строитель, 2018 г. – 24 с.