Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников

Дата публикации: 2020-06-07 14:42:52
Статью разместил(а):
Барсукова Карина Рафиковна

Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников

Interactive teaching aids as a means of improving the quality of primary school education

 

Автор: Барсукова Карина Рафиковна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», г. Саранск, Россия.

e-mail: karina.sattar@gmail.com

Barsukova Karina Rafikovna

Secondary school No. 10, Saransk, Russia

e-mail: karina.sattar@gmail.com

 

Аннотация: статья рассматривает значимость интерактивных дидактических пособий в образовании учащихся начальных классов. В качестве примеров приведены такие пособия, как лэпбук и интерактивная тетрадь.

Abstract: the article considers the importance of interactive teaching AIDS in the education of primary school students. Examples include manuals such as a laptop and an interactive notebook.

Ключевые слова: образование младших школьников, дидактическая игра, интерактивные дидактические пособия, наглядные пособия, лэпбук, интерактивная тетрадь.

Key words: primary school education, didactic game, interactive teaching AIDS, visual AIDS, lapbook, interactive notebook.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Детство является этапом активного развития, воспитания и обучения детей. Интеллектуальные способности учащихся начальных классов уже развиты до определенного уровня, но непосредственно в это время требуют внешней поддержки и дополнительной мотивации. Из чего можно заключить, что в своей деятельности целесообразно отдавать предпочтение таким приемам и формам обучения, которые наиболее близки к свойственной детской обстановке. Известный факт, что игра есть природный путь познания ребенком окружающего мира. Кроме этого, она является наиболее естественным и посильным способом к усвоению теми или иными понятиями, знаниями, умениями.

Используя в своей работе интерактивные дидактические игры и наглядные пособия, возможно формирование умения систематизировать, классифицировать, оценивать, осмысливать, закреплять, приобретать навыки свободного общения с одноклассниками.

Благодаря использованию интерактивных дидактических игр и наглядных пособий, педагогический процесс проходит в простой и увлекательной форме, складываются благоприятные обстоятельства для естественного становления мыслительного творчества детей, а также его проявления.

Для учащихся весьма необходимо чувствовать окружающий их мир на эмпирическом уровне, рассмотреть, прикоснуться, заметить, услышать и, подобным образом, оценить и осознать взаимосвязь предметов и окружающей действительности. Поэтому основная цель педагогов и родителей вовлечь в педагогический процесс максимальное количество интересных игр, разбавляющих однообразные занятия, обучающие общению со сверстниками, развивающие детей и мотивирующие их к учебе.

Интерактивный дидактический материал – это отдельный вид наглядного учебного пособия, помогающий организовать педагогический процесс в условиях целенаправленного обучения. Он рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные и индивидуальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей.

Работа с разнообразными видами интерактивной наглядности – анализирование картин и иллюстраций, различных макетов и моделей, рассматривание графиков, чертежей и т.д. – содействует осмысленному пониманию тех явлений, в которые педагог посвящает учащихся.

Использование интерактивного дидактического материала привлекает внимание к приобретаемым знаниям, открывает новые горизонты по рассматриваемым вопросам, снижает утомляемость и, в общем, упрощает педагогический процесс.

Дидактическая игра – один из ключевых методов обучения, воспитания и развития учащихся начальных классов, т.к. она соответствует их психологическим и возрастным особенностям. Это, в первую очередь – обучающая игра. Посредством ее использования происходит изучение и закрепление представлений, развитие умений и навыков. Дидактическая игра не только обучает, но также совершенствует мыслительные способности, эмоции, волю, содействует развитию интеллекта, знакомству с новыми понятиями, их синтезу и закреплению.

Актуальная задача современного образования в России – «научить учиться самому». Перед педагогами поставлена цель научить учащихся определять цели и задачи собственной деятельности, находить способы их решения, а главное, находить нужные сведения для решения поставленного вопроса среди многообразия изученного материала и дополнительной информации. В рамках реформирования образования, педагогам важно искать нетрадиционные методы и технологии обучения, способствующие обучению и воспитанию человека, который необходим современному обществу, человека, который может неординарно рассуждать, предлагать и воплощать в жизнь различные идеи.

Главной задачей применения дидактических пособий является увлечение учащихся процессом знакомства с окружающей действительностью, а также развитие интеллектуальной активности и творческого мышления.

Главные достоинства интерактивных дидактических пособий:

- универсальны и практичны в работе;

- развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- являются «ярким пятном» предметно-развивающей среды;

- возможность ознакомиться с новой информацией и закрепить приобретенные знания в форме игры.

Использование интерактивных дидактических пособий в процессе обучения младших школьников актуально и играет важную роль: взаимодействие и сотрудничество всех обучаемых, а не только между педагогом и учеником; яркая наглядность для объяснения темы урока; учащиеся получают возможность самостоятельно познакомиться с новым материалом; повышается эффективность освоения материала.

Теперь для педагогов мало быть компетентным в своей профессиональной области и уметь передавать свои знания учащимся, поиск активных методов обучения является наиболее практичным и действенным путём, способствующим обучению младших школьников.

На данном этапе развития общества наиболее актуальным является использование лэпбуков и интерактивных тетрадей.  Остановимся подробнее на данных видах интерактивных дидактических пособий.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Это сравнительно новая технология обучения.

Данное средство обучения пришло в Россию из США и в нашей стране пока не получило широкого распространения. Лэпбук – это самодельное интерактивное портфолио с конвертами, «открывашками», карманами, приложениями, подвижными конструкциями и элементами, в котором размещены материалы по определенной теме. Кроме того, это интересный вариант для представления исследовательской работы, в процессе подготовки которой учащийся детально изучит материал и систематизирует его. В дальнейшем рассматривание портфолио позволит быстро повторить пройденные темы.

Говоря об учащихся 1-2 классов, то изготовление лэпбука – отличная возможность привлечь родителей к сотрудничеству в педагогической работе. Так как лэпбук, прежде всего, учебное пособие, необходимо заранее обдумать, какие аспекты он будет включать для полного раскрытия проблемы.  Содержимое портфолио может охватить общую информацию, а также более детальную; наглядность; литературные фрагменты, элементы фольклора и т.д. Весь подобранный материал располагается в конвертах, карточках, различных движущихся конструкциях и т.д. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это обобщенный тип книги, учебника и наглядного материала, нацеленный на процесс становления у  учащихся творческого мышления, который помогает думать и работать креативно внутри определенной тематики, расширяя не только кругозор, но и развивая навыки и умения, содействующие преодолению трудностей и решению предложенной задачи.

Особенность интерактивной папки в том, что учащиеся самостоятельно подбирают информацию, анализируют ее, соединяют отдельные части в одно общее, творчески подходят к оформлению своего проекта. Работая над каждой частью лэпбука, учащийся сосредотачивается на конкретном понятии, предмете или свойстве более широкой темы. Выполняя задание индивидуально, ребенок самостоятельно исследует проблему, систематизирует информацию и оформляет свой проект, при этом полагается только на себя. В подобной деятельности нуждаются учащиеся, которым трудно находить общий язык с другими, если они застенчивы и не уверены в себе. Эта работа раскрывает ребенка и его потенциал перед педагогом и сверстниками. С точки зрения социализации в обществе, полезной формой решения поставленной задачи является сотрудничество 3-5 учащихся в одной группе. Здесь младшие школьники учатся строить свои рабочие взаимоотношения на желании выполнить задание по максимуму.

Другим не менее интересным и эффективным дидактическим пособием в образовании младших школьников является интерактивная тетрадь. Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Она содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем.

Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.  

Интерактивные тетради решают следующие задачи:

- плотно сжатая информация по рассматриваемому вопросу;

- наглядное представление учебного материала;

- упорядочивание трудной для восприятия информации;

- подробное осмысление и усвоение изучаемой темы;

- частое повторение и закрепление материала по изученной теме;

- интеллектуальное и творческое развитие.

Интерактивная тетрадь – это простой блокнот или тетрадь, которая включает различные кармашки, окошки, вкладки, дверки, карточки и т.д. Эта тетрадь позволяет ознакомиться, исследовать, повторить учебный материал в увлекательной форме, учащиеся постоянно рассматривают их в свободное время. Данное дидактическое пособие представляет возможность визуализировать изученный материал, а также применять знания и умения, полученные на занятиях по определенной теме. Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять.

Интерактивные дидактические пособия отвечают требованиям, предъявляемым современному образованию. Учащиеся не просто изучают ту или иную тему, но и обучают подробно рассматривать проблему, ставить цели и достигать их, нестандартно организовывать подобранную информацию.  Они информативны, полифункциональны, вариативны и т.д., являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка.

 

Список литературы:

1) Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2) Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева – Строитель, 2018 г. – 24 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN