Особенности организации и преподавания комплексного курса ОРКСЭ в 4 классе

Дата публикации: 2020-07-04 10:46:55
Статью разместил(а):
Новикова Наталья Анатольевна

Особенности организации и преподавания комплексного курса ОРКСЭ в 4 классе

Features of organizing and teaching a comprehensive course "The basics of religious cultures and secular ethics" in grade 4

 

Автор: Новикова Наталья Анатольевна

МАОУ «ОЦ – гимназия № 6 «Горностай», г. Новосибирск, Россия.

e-mail: nna.1965@yandex.ru

Novikova Natalya Anatolyevna

Gymnasium № 6 “Center Gornostay”, Novosibirsk, Russia. 

e-mail: nna.1965@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описаны особенности организации и преподавания курса в учебном процессе, структура и основное содержание курса; формы и методы взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.

Abstract: The article describes the features of the organization of the course in the educational process, the structure and main content of the course; forms and methods of interaction between school and family for the purpose of moral education of children.

Ключевые слова: курс ОРКСЭ, организация и преподавание, взаимодействие школы и семьи, нравственное воспитание, младший школьник.

Keywords: organization and teaching, school-family interaction, moral education, Junior high school student.

Тематическая рубрика: Начальная школа. 

 

Учебно-воспитательный процесс в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России.

Назначение учебного курса: помочь ребёнку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развивать интерес к окружающему миру,  формировать уважительное отношение к разным взглядам, убеждениям людей разных культур.

Цель курса ОРКСЭ: формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Базовые национальные ценности: Отечество, семья, культурная традиция.

Почему для изучения курса ОРКСЭ выбран этот возраст?

· В этот период меняется отношение ребенка к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Ребёнок покидает начальную школу, он испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период.

· Ребёнок в этом возрасте наименее конфликтен. 

· У детей появляется потребность в новом содержании, обращении к внутреннему миру человека. 

· У детей уже сформирована способность понимания смыслов на уровне понятий добро, совесть, милосердие, дружба. 

· В этом возрасте возникает потребность в примере, идеале. 

· Ребёнок «открывает» социальное  разнообразие внутри класса. 

Проблема воспитания. Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления. Молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.  

Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

· знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Уникальность курса – возможности  взаимодействия ребенка, родителей и  учителя, школы по жизненно важным вопросам.

Что такое человек?  

В чём смысл жизни?  

Почему надо следовать добру и избегать зла? 

Какое значение в жизни человека имеет семья? 

Как правильно строить отношения с другими людьми?  

Почему нравственная личность созидает, а безнравственная разрушает?  

§Какое значение имеет религия в жизни верующего человека? 

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Учебный курс рассчитан именно на педагогическое партнёрство учителей и родителей. Взрослые должны помнить, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. 

Организация свободного добровольного информированного выбора родителями одного из модулей  курса ОРКСЭ для изучения их детьми.

1. Общее родительское собрание третьеклассников: представление информации о целях и задачах курса,  знакомство с учителями по каждому модулю курса, представление учебников, содержания модулей

2. Раздача форм заявлений.

3. Сбор заявлений, принятие решения о формировании групп по модулям.

Выбор родителей:

1. Родители (законные представители) школьников могут выбрать один из модулей для обучения своего ребёнка;

2. Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей единая методическая и методологическая основа;

3. Преподавать курс будут учителя, прошедшие специальную подготовку.

Основные принципы концепции курса: светский характер; свобода выбора модуля; культурологический подход; преобладание воспитательного аспекта; сотрудничество с родителями.

Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей.

1. Основы светской этики.

2. Основы православной культуры.

3. Основы мировых религиозных культур.

4. Основы исламской культуры.

5. Основы буддийской культуры.

6. Основы иудейской культуры.

Содержание модулей курса ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой; не включает специальных богословских вопросов; не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Три базовые национальные ценности: Отечество, семья, культурная традиция.

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

· каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

·  ни одна культура не может быть лучше другой,

· каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Все учебники курса ОРКСЭ входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Современные образовательные технологии в преподавании курса: компьютерные, игровые, диалоговые, монологические, проектные, исследовательские, ассоциативные, оценочные, рефлексивные.

Методика преподавания – диалог, обсуждение,  понимание, переживание  ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и историческом пространстве.

Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ.

1. Информирование родителей о темах и заданиях, в выполнении которых ожидается помощь родителей. 

2. Участие родителей в выполнении домашних заданий -  ответы на вопросы интервью, помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов. 

3. Выступление членов семей с рассказами  о семейных традициях. 

4. Участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций,  итоговых проектов. 

5. Участие родителей подготовке  к внеурочным мероприятиям. 

6. Формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения. 

Примеры «семейных» домашних заданий по курсу ОРКСЭ. 

1. Обсуждение вопросов. 

· Каковы духовные, нравственные ценности нашей семьи?

· Какие друзья у вас были в детстве, как вы дружили?

· Какой человек для вас в жизни является примером?

· Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

· Быть справедливым трудно?

2. Подготовка фотографий, фотовыставки, альбома. 

3. Обсуждение семейных правил, обязанностей, праздников.  

4. Высказывание своего отношения к суждению о добре, зле, совести, справедливости, милосердии и т.д.

Формы работы с родителями обучающихся: проведение  родительских собраний; система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс; участие в подготовке и проведении школьно-семейных праздников.

Формы и варианты проведения учебных занятий: беседы; дискуссии; учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; викторины; творческие мастерские; подготовка и проведение праздников.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация: при реализации обязательной предметной области предполагается безотметочная система обучения – зачёт-незачёт. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в форме индивидуальных и коллективных проектов, творческих работ обучающихся и их обсуждение в классе.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Важны такие формы оценивания, как листы наблюдения, тестовые задания, похвала, поощрение. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников (проекты, дипломы за конкурсы, сертификаты за достижения,  грамоты, благодарности и т.д.)

Безотметочная система развивает  у детей самостоятельность, ответственность,  навыки самооценки, снимает боязнь неправильного ответа. Оценивание на уроке производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки.

Важным этапом урока для данного предмета является этап рефлексии. Рефлексия — психологический механизм, который переводит проблему из внешней по отношению к человеку плоскости во внутреннюю. Рефлексия, проводимая в конце урока, начинается словами: Я научился…  Я понял, что…  Было трудно… Было интересно…  Хочу узнать… Хочу похвалить…

Курс ОРКСЭ играет важную роль в формировании метапредметных умений в контексте духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Курс ОРКСЭ по своему содержанию в значительной степени является метапредметным, обладает большим потенциалом для формирования, развития и систематизации универсальных учебных действий, что согласуется с требованиями ФГОС второго поколения. Выстраивание связей курса ОРКСЭ с другими школьными предметами способствуют расширению кругозора школьников, обогащению их представлений о мире, человеке, истории, формированию общекультурной эрудиции.

Современный национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

"Портрет выпускника начальной школы" представляет собой обобщённые личностные качества младшего подростка. Согласно ФГОС НОО второго поколения, выпускник начальной школы любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества; любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Школьный курс ОРКСЭ не заканчивается с истечением отведённого на него времени. Он продолжается в течение всей жизни человека, только школой и лучшим учителем становится сама жизнь, требующая неустанного творения добра, справедливости, милосердия. Полученные на уроках ОРКСЭ знания, умения, навыки окажут нравственную поддержку ребёнку на всём этом пути, и тогда дорога жизни не покажется тернистой и сложной, а соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

 

Список литературы:

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2010г.

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.