Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2020-08-14 20:29:58
Статью разместил(а):
Преображенская Мария Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Health saving technologies in the classroom in elementary school

 

Автор: Преображенская Мария Анатольевна

МОУ «Средняя школа № 83 Центрального района Волгограда», Волгоград, Россия

e-mail: prema1803@yandex.ru

Preobrazhenskaya Mariya Anatolevna

School № 83, Volgograd, Russiya 

e-mail: prema1803@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описан опыт решения проблемы здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Abstract: The article describes the experience of solving the problem of health saving in lessons in elementary school.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа.

Keywords: Health-saving technologies, elementary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Одним из важнейших направлений деятельности школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является задача формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста. От того, научатся ли нынешние ребята ответственно относиться к своему здоровью, станут ли рассматривать его как ценностный ресурс, который позволит им реализовать свои цели в дальнейшем, совершенствовать мир вокруг себя и совершенствоваться самим, в огромной степени зависит будущее нашего общества и нашей страны в целом.

Формирование молодого поколения сегодня происходит в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, которая строится на современных инновационных процессах. Каждый из нас в полной мере осознает преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Но массовая компьютеризация образования, малоподвижный образ жизни, перегрузки и переутомление на уроках, нарушение режима дня, экология - негативно сказываются на здоровье детей младшего школьного возраста. По данным статистики используют информационные технологии в учебном и игровом процессе 98% учащихся.

Для того чтобы решить задачу формирования культуры здорового образа жизни, необходима большая и кропотливая работа, которая связана с разработкой форм, методов и моделей воспитания, способов их реализации в повседневную жизнь, определения критериев эффективности деятельности и многое другое. Но самое главное – определить, какая концепция будет положена в основу обучения и воспитания младших школьников без ущерба их здоровью.

Формирование культуры здоровья – это целенаправленный процесс содействия школьнику в осознании им ценности здоровья, формирование ответственного отношения к нему и во включении ребенка в этот процесс в соответствии с его индивидуальными возможностями при определенных условиях.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Когда в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то на своем собственном примере они стараются с самого раннего детства формировать у ребенка культуру физических занятий. Поэтому на первом этапе моей работы в этом направлении я считаю необходима работа по налаживанию преемственных связей с детским садом и работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей моих детей. На этом этапе я стараюсь активно вовлекать во все мероприятия здоровьесберегающего характера, проводимые с моим будущим классом уже на периоде подготовки детей к школе, принимала участие в проведении родительских собраний, где в сотрудничестве с воспитателями организовывала для родителей лекции и профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни.

Когда дети пришли ко мне в первый класс, то первоочередной моей задачей стало создание здоровой обстановки в моем классе, так как большую часть своего времени они проводят в нём. Мой кабинет полностью соответствует требованиям СанПиН. Озеленение, обустройство школьной среды, освещение, тепловой режим - осуществляются с учётом возрастных особенностей детей класса. Проветривание, увлажнение производятся регулярно по графику. Для создания здорового психологического климата в классе имеются игровые уголки. Для создания активного отдыха, восстановления и укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности используется спортивная площадка.

Следующий этап – знакомство ребят со школьным режимом, моделирование ситуации для индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком. Согласно Маршруту «Здоровье», который был выработан в сотрудничестве со школьным медработником.

Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Световой режим класса должен обеспечивать охрану зрения, предупреждать перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, обеспечивать общебиологическое воздействие на организм, препятствовать возникновению близорукости.

2. Плотность урока не менее 60% и не более 75%.

3. Количество видов учебной деятельности (4-7): опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Средняя продолжительность различных видов деятельности - не более 10 минут.

4. Частота чередования различных видов учебной деятельности – смена не позже чем 7-10 минут.

5. Чередование видов преподавания – не позже, чем через 10-15 минут.

6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

7. Чередование позы (поза чередуется в соответствии с видом работы).

8. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток.

9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

10. Психологический климат на уроке.

11. Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

12. Момент наступления утомления обучающихся по снижению учебной активности – не ранее 40 минут.

Во время переменок дети имеют возможность свободно погулять по массажным коврикам, сделать по желанию несколько упражнений для ног.

В связи с тем, что в современную школу активно вошла компьютеризация, которая создает дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся, перед учителем возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Для снятия психоэмоционального напряжения использую упражнения для дыхания.

1. «Задержать дыхание».

- Задержка дыхания на вдохе – активизирует состояние организма.

- Задержка дыхания на выдохе – успокаивает организм.

2. Психогимнастика - метод групповой работы, при котором участники общаются без слов, «языком тела». Темы упражнений «Встреча на узкой тропинке», «Преодоление преграды» и т.д.

3. «Лимон».

Сядьте удобно, руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Глаза закрыты. Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните эти ощущения. То же самое проделайте с левой рукой. Расслабьтесь. И опять насладитесь состоянием покоя. Расскажите о ваших ощущениях. С чем бы вы сравнили свое состояние покоя?

4. «Весенний лес».

Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Выберите для себя какую-либо роль: слышащего или видящего, или осязающего, или просто чувствующего запахи. Расскажите о своих ощущениях.

5. «Говорим комплименты».

Дети передают мячик, произнося соседу комплименты или добрые пожелания.

Я считаю, что огромное значение на уроках имеет психологический климат: взаимоотношения между учителем и учениками, взаимоотношения между учениками, наличие на уроке эмоциональной разрядки, наличие познавательной активности и интереса к изучаемому материалу.

Достаточно эффективно использование массажа биологически активных точек (ушные раковины, лицо, пальчиковая гимнастика …). Он не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждений и микротравм. Особенно детям нравятся упражнения с применением массажных ковриков, которые сохраняют телесную вертикаль, стимулируют энергетические зоны всего организма, снимают напряжение от систематической обездвиженности ступеней.

Упражнения с массажными ковриками.

ГОРОЧКА. Ребенок проводит стопой в направлении вперед-назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочередно. Время выполнения - 1-2 мин.

ЗИГЗАГ. Выполните имитацию движения гусеницы. Упражнение выполняется поочерёдно ногами в течение 30-50 с.

КОЛЕЧКИ. Ребенок выполняет (каждой ногой отдельно) круговые движения стопой сначала влево, затем вправо.

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Считаю эффективным применение здоровьеразвивающих технологий В. Ф. Базарнова. Весь урок строится так, чтобы ребенок для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством был вынужден работать в режиме «динамических поз». Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используют специальный офтальмотренажер.

Обучение младших школьников в режиме смены динамических поз. Для этого я использую специальную мебель – конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, часть – сидит за партой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку.

1. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление и развитие близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.

2. Работа с наглядным материалом максимально удаленным от глаз ребенка.

3. Для данной работы я использую подвижные «сенсорные кресты»: пластмассовые планки, подвешенные к люстрам в четырех углах класса, на которых располагается дидактический материал. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету, размеру расклеиваются в любой части класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями, словарные слова, орфограммы могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне, на стенах.

4. Цветотерапия.

а) оранжевый - снимает усталость, благоприятен при миопии;

б) розовый - успокаивает;

в) желтый - улучшает мозговую деятельность;

г) зеленый - устраняет напряжение, снижает давление, благоприятен при миопии;

д) красный - заряжает энергией, благоприятен при атрофии зрительного нерва;

е) синий, фиолетовый - благоприятен при катаракте и глаукоме.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей я использую экологического панно.

Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года. Из движущихся предметов, кукол, манекенов создаются самые разнообразные сюжеты, связанные с темой урока.

На уроках технологии и изобразительного искусства применяю слушание музыки, хоровое пение, минутки пения, основанные на народных песнях и классической музыке. Пение – это мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактика заболеваний органов дыхания у младших школьников.

Все приведенные комплексы и методики можно использовать во время уроков для снижения утомления разных систем организма. Главное придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений – «лучше не добрать» нагрузки на занятии, чем ее превысить.

 

Литература:

1. Безруких, М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей/ М. М. Безруких // Magister. – 1999. – №3. – С. 56–64.

2. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.

3. Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. – С. 18–19.