Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование интерактивных средств при обучении математике в начальной школе

Дата публикации: 2020-10-28 13:09:36
Статью разместил(а):
Шамлова Ирина Александровна

Использование интерактивных средств при обучении математике в начальной школе

Using interactive tools to teach math in elementary schools

 

Авторы:

Шамлова Ирина Александровна

ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: irina24091994@mail.ru

Shamlova Irina Alexandrovna

Middle School No. 1, Privolje, Samara region, Russia.

e-mail: irina24091994@mail.ru

Михеева Лариса Евгеньевна

ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Larisa Mikheeva Evgenievna

Middle School No. 1, Privolje, Samara region, Russia.

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, как можно использовать в начальной школе интерактивные средства при обучении математике, проводит анализ экспериментальной работы по применению интерактивных средств на уроках математики.

Abstract: in this article, the authors writes about how interactive tools can be used in primary school when teaching mathematics, analyzes experimental work on the use of interactive tools in mathematics lessons.

Ключевые слова: дидактические особенности обучения младших школьников, интерактивные средства при обучении математике, интерактивные средства обучения.

Keywords: didactic features of teaching primary school children, interactive tools for teaching mathematics, interactive learning tools

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников.

Многие ведущие российские ученые такие, как В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка».

Надо сказать, что уже сейчас многие педагоги разрабатывают технологии обучения школьников математике, которые предусматривают решение детьми нестандартных задач, то есть тех, которые формируют самостоятельность мышления и познавательную активность. Теперь школа ориентируется не только на то, чтобы дать учащемуся набор определенных знаний, но и на развитие личности ребенка. Это возможно только тогда, когда в процессе учебы ребенок находит привлекательные стороны. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Понятие «инновация» определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.

В качестве результата инновационной деятельности рассматривается переход системы из одного состояния в другое, обеспечивающий повышения качества образования.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Интерактивные средства помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

Использование интерактивных средств на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использование интерактивных средств на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.

Уроки с применением интерактивных средств не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Интерактивные средства могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).

4. Для контроля знаний.

Основная образовательная ценность интерактивных средств в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося.  

Преимущества интерактивных средств по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.

Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.

Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.  Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом.

Таким образом, использование интерактивных средств помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- идет более полное усвоение теоретического материала;

 - идёт овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Структура урока при использовании интерактивных средств состоит из 8 этапов.

1. Мотивация. При организации этого этапа необходимо менять способы мотивации от одного занятия к другому.

2. Целеполагание. Сообщение целей учащимся позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Педагог учит учащихся формулировать цели урока.

3. Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что учащиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.

4. Интерактивные средства и методы. В их качестве практикуется работа в малых группах. Наилучшим вариантом является наличие в каждой группе учащихся с разным уровнем информативности, что позволяет обучающимся дополнять и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно.

5. Новый продукт. Учитывая усвоенный учащимися объём информации им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.

6. Рефлексия. На этом этапе предполагается подведение итогов проделанной деятельности учащихся. Этот этап позволяет учащимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.

7. Оценивание. Сложность этого этапа заключается в том, что оценка должна стимулировать учащихся для дальнейшей работы.

8. Домашнее задание. После проведения урока с использованием интерактивных средств обучения даются задания, которые предполагают творческое переосмысление изученного материала.

Преимущества использования интерактивных средств:

- обеспечивают высокую степень дифференциации обучения;

- повышают мотивацию обучения;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- повышают интерес к изучаемому предмету;

- делают обучение более эффективным (экономия времени, которое нужно для изучения материала, в среднем составляет 30%);

- повышают объем выполняемой работы в 1,5-2 раза.

Также преимуществом интерактивных средств обучения является вовлечение в активную работу всех обучающихся, в то время как в традиционном обучении педагог опирается на более сильного ученика, который быстрее усваивает материал, в то время как слабый «отсиживается» на занятии.

Полученные результаты эксперимента позволили нам сформулировать основные выводы:

- анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что средние показатели уровня сформированности логических универсальных учебных действий в ЭК и КК, примерно одинаковые;

- результаты формирующего этапа эксперимента, в ходе которого младшим школьникам был предложен разработанный нами комплекс заданий математического содержания на основе интерактивных средств, выявили, что средние показатели уровня сформированности логических универсальных учебных действий в ЭК значительно повысились;

- полученные результаты свидетельствуют о том, что специально созданные психолого-педагогические и методические условия в экспериментальном классе действительно способствуют формированию логических универсальных учебных действий учащихся начальной школы;

- в ходе экспериментального исследования подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Степень достоверности данной гипотезы составляет 95%.

Полученные данные экспериментальной работы позволили нам сформулировать методические рекомендации по реализации интерактивного подхода на уроках математики в начальной школе. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация комплекса методов и приемов применения интерактивных средств обучения на уроках математики, способствует положительной динамике формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

 

Список литературы:

1. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2012.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. – М., 2016.

3. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации / С.Д. Поляков. – М.: Дрофа, 2018.

4. Туманов Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы / Р.В. Туманов. – Петрозаводск: ПГУ, 2015.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN