Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения

Дата публикации: 2020-11-02 08:36:51
Статью разместил(а):
Шамлова Ирина Александровна

Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения

Problem-based learning of a competency-contextual learning model

 

Авторы:

Шамлова Ирина Александровна

ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: irina24091994@mail.ru

Shamlova Irina Alexandrovna

Middle School № 1, Privolje, Samara region, Russia.

e-mail: irina24091994@mail.ru

Михеева Лариса Евгеньевна

ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Larisa Mikheeva Evgenievna

Middle School № 1, Privolje, Samara region, Russia.

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения, раскрывает структуру  проблемного обучения, описывает методические приемы по управлению процессом мышления в проблемном обучении. 

Abstract: In this article, the authors writes about the implementation of the problem-based principle in the competence-contextual model of learning, reveals the structure of problem-based learning, and describes methodological techniques for managing the thinking process in problem-based learning.

Ключевые слова: компетентностно-контекстная модель обучения, цели проблемного обучения, логическая грамотность, логическое мышление.

Keywords: competence-contextual learning model, goals of problem-based learning, logical literacy, logical thinking

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Один из главных лозунгов проекта нового стандарта – переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности: на выходе из школы выпускник должен быть самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем. Принципиальная позиция определена. В центре должны быть не набор дидактических единиц, обязательных для изучения, а ребенок, формирование его личности, формирование универсальных учебных действий, призванных обеспечить способность ученика добывать знания самостоятельно.

Реализация принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения  помогает формировать универсальные  учебные действия.

Организация проблемного обучения в рамках модели компетентностно-контекстного образовательного процесса предполагает реализацию принципа проблемности в содержании обучения и в процессе его развертывания в диалогическом общении обучающихся и обучаемого.

Цели проблемного обучения (достигаются совместными усилиями обучающего и обучающихся):

- овладение обучающимися знанием, как ориентировочной основой деятельности;

- развитие теоретического мышления;

- формирование познавательной мотивации;

- создание возможностей исследовательского отношения к научному знанию и способам использования его в контексте своего практического действия и поступка.

Школьный предмет математика призван развивать интеллект, логическое мышление. Еще Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она «ум в порядок приводит».

Основная особенность технологии проблемно-диалогического обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами  в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет их деятельность, и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На уроке ребята должны думать, говорить, мыслить, отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, и в результате вырабатывать характер.

Максимально ориентированные на развитие личности учащегося возможности уже заложены в самой системе общего математического образования, в самой природе математической науки, гармонически сочетающей в себе черты как естественно-научных, так и гуманитарных дисциплин, объединяющей в себе богатейшую совокупность теоретических и практических знаний (естественнонаучную составляющую) и огромный общекультурный потенциал (гуманитарную составляющую). Насколько полно используются эти возможности в реальной практике школы? Как они диагностируются, формируются, развиваются и оцениваются? Предметные знания по математике можно проверить с помощью экзамена, а как проверить умение человека выбрать логически обоснованное решение в конкретном случае, правильность выбранного пути решения задачи, рациональность произведенных действий? Ведь зачастую бывает важен не только результат решения задачи, но и ход рассуждений, свидетельствующий об уровне сформированности универсальных действий, развития логического мышления.

Поэтому сегодня развитое логическое мышление рассматривается не только как важнейшее условие учебной успешности школьника, но и как основа формирования его мотивированной деятельности, умений решать проблемы, возникающие в реальной жизни, способности оценивать свою деятельность, учиться самостоятельно. 

Велика роль логического мышления и в формировании ценностных ориентаций личности, обеспечивающих ее устойчивость, преемственность определенного  типа поведения и деятельности, регулирующих мотивацию личности и являющихся важнейшим элементом ее структуры.

Теоретическое мышление, формой которого является мышление логическое, формируется только при организации целенаправленной работы для развития соответствующих операций; если, в школе ребенок не научается теоретическому подходу к решению проблемных ситуаций, то качественного изменения в его развитии не происходит.

Для развития логического мышления средствами математики необходимо знание определенных понятий и законов логики, т.е. логическая грамотность.

Логическая грамотность - свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.

Логическое мышление - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Руководить развитием логического мышления учащихся – это значит:
1) учить их умело производить умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения и др.;
2) помогать им овладевать простейшими понятиями, выражать суждения и делать выводы; делать их речь определенной, точной, последовательной и доказательной, т.е. учить мышлению правильному, соответствующему элементарным правилам логики.

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (развивается логическое мышление, речь и творческие способности),а также воспитывается характер.

Изучение нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру.

1. Этап введения знаний.

Он содержит два самостоятельных звена: постановку проблемной ситуации и поиск решения. Постановка учебной проблемы - этап порождения вопроса или формулирование темы урока.

Проблемная ситуация – это состояние мыслительного взаимодействия человека с предметом познания, направленного на поиск, «открытие» и овладение новым знанием относительно научных фактов, принципов, закономерностей и условий собственного действия и поступка.

Субъективные признаки проблемной ситуации:

- переживание интеллектуального затруднения в условиях собственного действия и поступка;

- вопрос к себе о неизвестном знании, способе или условии действия или поступка.

Методические приемы по управлению процессом мышления в проблемном обучении:

- постановка проблемных и информационных вопросов;

- выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение;

- побуждение обучающихся к совместному размышлению;

- обращение к обучающимся за помощью;

- ведение минидискуссии с обучающимися.

Проблемные и информационные вопросы как средство управления мыслительной деятельностью обучающихся:

- информационные вопросы направлены в «прошлое», к усвоенному на предшествующих занятиях материалу;

- проблемные вопросы направлены в будущее, к тому неизвестному (обучающемуся), новому (для обучающегося) знанию, как средству собственного действия и поступка.

Основные функции проблемного вопроса:

- фиксирует результаты рефлексии, мысленного анализа проблемной ситуации, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;

- формулирует неизвестное в речи;

- указывает на область поиска неизвестного;

- ставит неизвестное на место цели мыслительной активности;

- вовлекает обучающихся в диалог по совместному поиску ответа на проблемный вопрос, то есть выступает фактором порождения диалогического общения обучающихся.

Поиск решения - это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания. В результате анализа условий проблемной ситуации она приобретает вид проблемы, которая фиксирует противоречивость теоретической или практической ситуации, ее компонентов и условий. Проблема и является основной единицей содержания компетентностно-контекстной модели обучения.

Форма активности обучающихся:

- активное слушание и понимание;

- ведение записей;

- постановка вопросов обучающему или другому обучающемуся, или самому себе для последующего поиска ответов.

Эффективность проблемного обучения определяется:

- педагогическим мастерством обучающего;

- методически грамотной реализацией принципа проблемности в содержании;

- личностным, пристрастным отношением обучающеего к содержанию;

- организацией продуктивного диалога с обучающимися;

- отражением в содержании предметного и инструментального контекста деятельности;

- обеспечением условий, порождающих личностно-смысловое отношение обучающихся к содержанию усваиваемого материала.

Открытый урок в 1 классе проводился по теме: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток".

По тематическому планированию на изучение этой темы отводится 10 уроков и планирование выглядит так:

Тема

Кол-во часов (10)

Результаты

УУД

Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения.

«Приём разложения числа на части при сложении чисел с переходом через десяток»

Семинар по теме: «Сложение чисел с переходом через десяток»

Практикум по теме: «Сложение чисел с переходом через десяток»

Самостоятельная работа.

Обобщающие уроки

Итоговая работа

Знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Знать таблицу  случаев сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Уметь представлять числа в пределах 20 в виде суммы однозначных чисел.

Уметь применять полученные знания.Уметь решать задачи и примеры.

Личностные:

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительно­го отношения к школе,  принятия образца «хорошего ученика»;Ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности.Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу и способам решения новой частной задачи; 

Познавательные:

Использовать модели и схемы для решения задач.

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Обобщать, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Устанавливать аналогии. 

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения  в сотрудничестве. 

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.   

Задавать вопросы.  

Использовать речь для регуляции своего действия.  

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: 

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.

Осуществлять контроль по результату и по способу действия.

По планированию 2 часа отводится на изучение нового материала, на которых реализуются: постановка проблемной ситуации, осуществляется процесс исследования вопроса. Следующие 4 часа отводятся второму этапу структуры технологии проблемного обучения.

2. Этап воспроизведения знаний.

Этап воспроизведения знаний (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.

Открытый урок посвящён  этапу воспроизведения знаний.

Структура урока:

1. Постановка цели (дети формулируют цели сами) Учиться решать примеры и задачи,  развивать память, речь, логическое мышление, быть активными на уроке, совершенствовать УУД.

2. Воспроизведение изученного на более высоком уровне. (Алгоритм, схема-опора).

3. Работа в паре на  компьютерах. ИКТ (повторение состава чисел 11, 12, 13),  а также правила  нахождения неизвестного слагаемого, суммы.

4. Решение задач в паре и самостоятельно.

Способы личностного, диалогического включения обучающего в общение с обучающимисяна данном этапе состоят в следующем:

- обучающий не «законодатель», а собеседник;

- делится своим личностным и интеллектуальным достоянием, а не «передает» информацию;

- заинтересован в суждениях обучающихся;

- истинность информации демонстрирует посредством доказательства;

- обсуждает разные точки зрения на проблему и ее разрешение;

- подводит обучающихся к самостоятельным выводам, делает их соучастниками поиска разрешения противоречий;

- использует информационные и проблемные вопросы;

- стимулирует поиск обучающимися собственных ответов;

- добивается совместного думания с обучающимися;

- задает проблемные вопросы для обсуждения на последующих занятиях и самостоятельной проработки.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно,  диалектически, творчески; добытые знания    превращаются   в убеждения, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

Формирование общеучебных умений и навыков работы является одной из основных задач, заявленных в образовательных стандартах как одна из важнейших целей современного образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Учащийся - «архитектор и строитель» образовательного процесса.

Задача школы: формировать у каждого ребенка умения учиться, учить себя. Выполнить эту задачу поможет технология проблемного обучения компетентностно-контекстной модели обучения.

 

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетекстного подхода/А.А.Вербицкий, О.Б. Ермакова/  Педагогика,  2009, № 2.- с.12-18. 

2.Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г.  Ларионова.- М. :  Логос,  2009.-336-339с.